Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, Еда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Эта мелаха совершается при изготовлении ткани. Например, иногда приходится связать порвавшуюся нить, иногда развязать образовавшийся узел. (При строительстве Мишкана было необходимо завязывать и развязывать узлы при изготовлении сетей для ловли хилазона — маленького морского рачка, из которого варили краску тхелет). Толада — свивать и развивать веревки.
1. Завязывание и развязывание
Хотя завязывание и развязывание — это две различные мела-хи, мы соединили их в одной главе, так как в них есть опреде-лённое сходство, и в большинстве случаев они объединяются общим определением. Например, запрет развязывать узел в ша-бат относится только к таким узлам, завязывая которые в ша-бат мы совершаем запрещённую мелаху завязывания узлов. И, устанавливая ограды и гзерот в мелахе развязывания, мудрецы запретили развязывать такие узлы, которые запрещено завязывать как минимум постановлением мудрецов. Но если узел был завязан разрешённым способом, то и на развязывание его нет запрета. Т.е. мелаха развязывания противоположна завязыванию, и они соотносятся друг с другом так же, как мелахот разрывание и шитье, стирание и писание, разрушение и строительство.
2. Какой узел запрещен
Существует спор между ришоним о том, какой именно узел запрещен непосредственно Торой и какой постановлением мудрецов (запрет дерабанан). Поскольку есть различные мнения в определении соответствующего закона Торы, также и в постановлениях мудрецов есть некоторые расхождения, поэтому принято устрожать и в том, и в другом случае. Например, запрещено завязывать любой тугой узел, даже если имели ввиду развязать его в тот же день. Также запрещено делать узел, который, хотя и не затянут сильно, но его не собираются развязать в тот же день. По этой причине запрещен в шабат двойной узел, независимо от того, намереваются ли его развязать в тот же день, а также любой другой узел, который завязывают с тем, чтобы он не развязывался сам по себе. Запрещено делать даже одинарный крепко стянутый узел, который не может развязаться сам, например, связывать два конца какой-то вещи одним устойчивым узлом. Этот же запрет относится и к одной нити, когда завязывают на конце узелок, хорошо затянутый и прочный. Однако, возможно, следует разрешить завязывать двойным узлом широкие пояса, которые часто можно встретить, например на женских плащах, поскольку их обычно не затягивают.
3. Бантик поверх узла
Разрешено делать бант поверх узла, если его намереваются развязать в тот же день, то есть в течение 24 часов. Но бант, который обычно завязывают на длительный срок, запрещено делать в шабат, даже если на этот раз его хотят развязать в тот же день.
Получается, что любой немного тугой узел, запрещено завязывать и развязывать в шабат, если его не собираются развязать в течение 24 часов. И даже если его собираются развязать в течение 24 часов, однако обычно такой узел завязывают на долгой время, будет запрещено завязывать и развязывать его в шабат.
4. Развязывание узла
Как мы уже говорили, любой узел, который запрещено завязывать в шабат, запрещено также и развязывать, и степень строгости запрета развязывания зависит от степени строгости запрета завязывания. То есть если Тора запрещает завязать данный узел, значит и развязать его — тоже запрет Торы. Если же его завязывание — это только запрет мудрецов, то, соответственно, и развязывание его является запретом мудрецов. Правило это, однако, действует лишь в тех случаях, когда узел завязывают или развязывают сознательно. Если же узел возник случайно, сам по себе, то, даже если завязывание узла такого типа в принципе запрещено Торой, разрешается развязать его в шабат.
Более того, если было намерение завязать разрешённый в шабат тип узла, а из него получился запрещённый, и в этом случае нет запрета развязать такой узел. И даже если до ша-бата, в будний день, намеревались завязать запрещённый узел (например узел с бантиком, который должен продержаться несколько дней), а нечаянно вышел другой тип запрещённого узла (двойной узел), то, даже если этот второй узел тоже оказался запрещённым для завязывания, его можно развязать в шабат, поскольку он возник непреднамеренно.
Хотя, как это ясно из вышесказанного, запрещено развязывать в шабат двойной узел, в отдельных случаях это разрешено, даже если он завязан сознательно. Например, когда узел причиняет страдание, и, в частности, когда он несильно затянут, разрешается развязать его, если изначально его намеревались развязать в тот же день. Например, человеку, завязавшему в канун шабата на ботинках не слишком сильно затянутый двойной узел с намерением развязать его в тот же день, разрешено развязать узел в шабат, если он хочет снять ботинки, так как в ботинках спать он не может. (Однако с помощью нееврея можно развязать такой узел, даже если он не причиняет неудобства.)
5. Разрывание и разрезание узла
Узел, который разрешено развязать в шабат, можно также разорвать или разрезать, но тем не менее не следует поступать так перед людьми, не знающими законов. Но узел, который запрещено развязывать, нельзя разрывать и разрезать. И всегда предпочтительнее развязать узел, чем его разрывать или разрезать. (Вопрос о том, можно ли разорвать или разрезать узел, завязанный не просто из нити, а из вещи, сделанной из ткани (например, шнурки для туфлей), требует более детального рассмотрения).
6. Узел на еде
Нет запрета развязывать узлы, завязанные на еде. Т.е., если несколько видов пищи или несколько порций связаны вместе, такой узел разрешается развязать в шабат. И если еда обвязана нитью, также разрешается развязать эту нить. Даже если еда была завернута в обертку, поверх которой завязана лента, разрешено развязать или срезать ленту. Само собой разумеется, что и веревку, связывающую продукты, разрешено разрезать
7. Вставление в одежду ремней, шнурков и т.п.
Если из одежды или из обуви выпали ремень или шнурок, концы которых в будни обычно завязывают, запретили любым образом возвращать их в шабат из-за опасения, что придут к завязыванию узла. Если же их обычно не завязывают, то разрешение зависит от того, трудно ли это сделать. Если ремень или шнурок вставляются без труда, это разрешено, в противном же случае действие расценивается как починка предмета и запрещено. Тем не менее только в том случае разрешили вставить шнурок или ремень в обувь или одежду, когда данный шнурок или ремень уже однажды использовали, и также если в этой одежде или ботинке уже был однажды ремень или шнурок. Новые же шнурок или ремень запрещено вставлять даже в старую одежду, и старый ремень запрещено вставлять в новую одежду, даже когда нетрудно это сделать. Отсюда мы учим, что разрешается вставлять только использованные уже ремни или шнурки и только в одежду или обувь, в которых уже был раз какой-либо шнурок и т.п. И все это только при отсутствии затруднения в их вставлении, например, когда отверстия немного расширены. (Что касается той обуви, которую можно одевать и без шнурков, в случае нужды следует спросить у раввина, как поступить, если есть только новые шнурки.)
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»