Темы: Наказание, Гедалия Спинадель, Египет, Фараон, Благодарность, Казни Египетские
Часто люди возмущенно задают вопрос себе или другим, за что Творец наказал казнями и лишением имущества всех египтян? Ведь виноват, — говорят они, — только фараон, который не отпускал евреев. Да и фараон не виноват, поскольку Творец сам сказал, что лишил его свободы воли в Своих целях!.. Давайте разберемся.
Согласно законам Ноаха — то есть законам для всех людей, как учит Тора — и Десяти Заповедям еврейскому народу, египтянам полагалась смертная казнь за «кражу» — похищение человека и продажу в рабство. Так и при похищении сегодня с целью выкупа или обмена на других пленников — полагается смертная казнь всем, кто к этому имеет отношение. Как должны нести равную ответственность вор и те, кто стояли на стреме и укрывали краденое.
И еще есть отягчающие обстоятельства преступлений египтян против евреев:
Они поработили целый свободный народ безо всякой его вины — не на войне, и так далее.
Мало того, египтяне были обязаны Йосефу жизнью и богатством.
И поэтому сами ради благословения своему народу пригласили его семью жить в Египте.
Много лет этот народ жил рядом с ними, не причиняя им никакого вреда.
Кто-то может сказать, что египтяне не знали о Законах Ноаха, соответственно не принимали их на себя, и незнание закона снимает с них вину или облегчает ее, что неверно. Но есть и вторая вина, за которую египтянам, безусловно, полагалась смертная казнь — это массовое убийство. В частности, убийство младенцев! Ответственность за массовое порабощение еврейского народа, сынов Израиля, и убийства несли все египтяне, поскольку принимали в этом активное участие, получая от этого выгоду. И е выступали против решений фараона. А отсутствие протестного движения нельзя оправдать тем, что в те времена это было опасно для жизни и главное — бесполезно. На основе множества примеров выступлений против отдельных законов и действий государства, как и самой тирании, в разные исторические эпохи и в наши дни, мы знаем: это не бесполезно!
В еврейской традиции есть принцип, что нет «посланника в преступном действии» — преступник не может снять с себя вину тем, что ему было приказано, а он всего лишь исполнитель. За преступление отвечают все его исполнители. К тому же решению однозначно пришли, например, судьи Нюрнбергского процесса, и это является общепринятым в современном международном праве — это закон всех людей! И он соответствует еврейскому праву, подобно тому как «Декларация прав человека», подписанная почти всеми цивилизованными странами, создана на основе Десяти Заповедей Моисея.
И, несмотря на все это, Милосердный Владыка мира дал египтянам возможность спастись от наказания… К фараону, по воле Творца, обратились евреи и попросили отпустить народ, и если бы они отпустили, египтяне избегли бы наказания. Но не отпускали народ ни по его просьбе, ни по велению Творца. Хотя уже на третьей казни маги фараона признали, что именно от Него исходят наказания. И фараон просил Моше помолиться Б-гу, чтобы прекратил казнь, начиная со второй казни. После этого говорить о лишении фараона свободы воли на шестой казни уже излишне, свое наказание Египет заслужил еще раньше. Впрочем, укрепление сердца как раз дало фараону силу осуществлять свои желания, свою волю — несмотря на все удары. И потом «справедливость Б-га, свою вину и вину всего своего народа» фараон, глава Египта признал во время седьмой казни! Он признал коллективную ответственность всего народа в преступлении — хотя его никто об это не спрашивал и не просил. После этого недоумевать, почему или за что наказаны все египтяне, не приходится.
По справедливости, им всем полагалась смерть, но Творец ограничил наказание только гибелью старших, ответственных за семью — первенцев.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.