Темы: Месяц Шват, Еврейский календарь, Ту биШват, Новый год
Дорогие посетители сайта! Поздравляем вас с неалахическим Новым Годом!
Несмотря на то, что сегодня новый год наступает и по еврейскому календарю, тем не менее он всё-таки считается неалахическим. А когда наступает алахический Новый Год, и с чем же конкретно мы вас поздравляем? Еврейский Новый Год, или по нашему Рош аШана, как всем известно, наступает обычно в сентябре! А сегодня январь, более того, первое января — неалахический Новый Год!
Секрет в том, что у евреев целых четыре Новых Года по алахе, и ещё один неалахический! Как и всё в нашей серьёзной еврейской жизни должно быть где-то написано, так и про Новый Год написано в наших Святых книгах, а именно в Мишне Рош аШана: У евреев есть четыре Новых Года. Новый Год царей, который наступает первого нисана; Новый Год животных, который наступает первого элуля; Новый Год для отсчёта лет и шмиты, который наступает первого тишрея (тот самый общепринятый — Рош аШана); Новый Год деревьев, который по мнению школы Гилеля начинается пятнадцатого швата, а по мнению школы Шамая начинается первого швата.
Как видно, никаких упоминания о таких названиях как сентябрь и январь в Мишне нет, и в современном Израиле действительно можно подписывать договора, выписывать банковские чеки и осуществлять полноценную социально-экономическую деятельность в соответствии с нашим, еврейским календарём.
Итак, сегодня вечером по нашему календарю начинается месяц Шват. В Новый Год деревьев садоводы напряжённо трудятся, т.к. им нужно понять и отметить, на каких деревьях и где появились завязи будущих фруктов. От плодов, выращенных в Земле Израиля, нужно отделять маасэр. Так, в зависимости от того, когда именно появились фрукты — до Нового Года деревьев или после, считается какой маасэр с этих плодов нужно отсчитывать.
Во всех спорах школ Шамая и Гилеля алаха идёт по тому, как учили в школе Гилеля — соответственно, Новый Год деревьев будет отмечаться пятнадцатого швата. Но, когда придёт Машиах и будет полное избавление, алаха будет установлена в соответствии с мнением школы Шамая, поэтому первое швата — это нам всем напоминание о том, что избавление будет, и будем надеяться, что будет оно скоро!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»