Из цикла «Книга для изучения Торы», темы: Провидение, Свобода выбора, Бо, Фараон, Исраэль Зельман, Казни Египетские, Исход из Египта
Вопрос «для чего нужны подробные описания десяти казней египетских» не такой простой, как может показаться. Почему, в самом деле, невозможно было ограничиться упоминанием о том, что Вс-вышний страшно покарал притеснителей за все злодеяния, и сразу перейти к описанию того, что непосредственно относится к Исходу евреев, то есть пасхальной жертвы, законов заквашенного и пресного хлеба (хомец у-мацо חמץ ומצה).
Один из ответов таков: Тора детально описывает мистические кошмары казней, чтобы вместе с изложением этих страшных событий передать огромный объём сопутствующих поучительных сведений. Маленькие отличия в формулировках при посылании Моше, при разговорах с фараоном, постепенные изменения в позиции тирана, предложения компромиссных вариантов, — все это бесценный материал для понимания ситуаций и характеров, чье путешествие по истории началось именно в Египте.
Даже при беглом взгляде на хронику казней, очевидно, что главной (наиболее часто применяемой) методикой царя египетского был обман в его элементарном виде. Никак не отреагировав напервое наказание (превращение воды в кровь), после второго (нашествия лягушек), фараон заявляет Моше и Аарону: «Помолитесь Б-гу, и уберет лягушек… и отпущу народ, и принесут жертвы Б-гу». Это обещание не выполняется — без оправданий и даже объяснений.
После третьей казни (превращения праха земного во вшей), фараон (между делом) прогоняет (как объясняет Рамбан) своих придворных колдунов: они не только не смогли повторить (даже локально) это третье чудо, но и начали вдруг агитировать «солнцеликого» за Б-жественное происхождение казней. Приступ святости колдунов привел к их незамедлительному отстранению от решения еврейского вопроса.
Во время четвертой казни (нашествия диких зверей) фараон, наконец, пошел на уступки и впервые предложил компромисс в виде официального разрешения провести на территории Египта (в земле Гошен — там, где жили потомки Яакова) еврейский религиозный праздник со всеми жертвоприношениями, дарованиями Торы, с чем хотите (единственное условие — не выходить в пустыню). Тут же, после понятного отказа Моше отменить Исход, фараон снова обещает отпустить народ и снова (по окончании казни) нарушает это обещание без каких-либо комментариев.
Во время мора среди скота (№5) фараон только посылает слуг проверить, действительно ли среди еврейских домашних животных нет потерь.
Во время шестой казни (кожных поражений) мог произойти перелом (собственных сил фараону уже не хватило, ибо выдержать это было невозможно). Однако, Вс-вышний поддержал «солнцеликого», и помог вытерпеть ужасное физическое состояние. (Такое объяснение слов «и ожесточил Б-г сердце фараона» кажется более точным, чем популярная версия о «лишении свободы выбора в наказание за все предыдущее»: можно сказать, что свобода пропала без прямого Высочайшего Вмешательства, просто вариант сдаваться и соглашаться на все остался единственным из-за слишком большой тяжести испытания. Помогая человеку идти по той дороге, по которой он очень хочет идти (но уже не может), Всевышний щедро одарил царя египетского стойкостью).
Во время седьмой казни (града с огнем) фараон в третий раз пообещал отпустить евреев, впервые добавив, что глубоко раскаивается в содеянном, а себя и свой народ считает «злодеями». По окончании казни очередное обещание было забыто в очередной раз.
Перед восьмой казнью был предложен второй компромиссный вариант: когда Моше, отвечая фараону, заявил, что в пустыню уйдут все (мужчины, женщины, дети, домашние животные), «солнцеликий» предложил уйти на службу Вс-вышнему одним мужчинам. (Таково резкое различие в подходах к религии: для нас это духовный опыт, неразрывно связанный со всеми людьми и со всеми сферами жизни, для них же — обязанность отдельной группы, прикрывающей своей святостью дела остальных).
Когда же саранча (упомянутый №8) закрывает собой небо, фараон кается (во второй уже раз), причем — ничего не обещая напрямую (ибо «глубина и искренность» указанного «раскаяния», конечно же, гарантируют свободу евреям, и об этом упоминать излишне).
После наступления знаменитой «тьмы египетской» фараон предлагает третий (и последний) очень странный компромисс: уходить вместе с детьми, но оставить… мелкий и крупный рогатый скот. Предложение не совсем понятное: если так поступить, как же в пустыне будут приноситься жертвы, о которых говорилось с самого начала?
В объяснении «Кли Йокор» раскрывается смысл очередного несовпадения представлений о службе Вс-вышнему. Оказывается, понимая, что предстоит нелегкий путь по пустыне, евреи приобрели (в последние месяцы перед Исходом, когда прекратилось угнетение) большое количество «лишних» домашних животных. Фараон решил, что эти покупки предназначены как раз для жертвоприношений еврейскому Б-гу (не свое же родное резать и сжигать!). Поэтому и было предложено оставить в Египте свой скот (фараон говорит: «мелкий и крупный скот ваш»), а приносить Б-гу то, что куплено.
Моше разъяснил, что и этот компромисс невозможен, так как у нас принято отдавать Вс-вышнему именно самое дорогое, именно свое, а приобретения были сделаны на случай, если Б-г потребует больше, чем у нас есть. Тут «солнцеликий» разгневался, указал Моше на дверь (с рекомендацией более не появляться), а завершается (навсегда завершается) общение руководителя египтян с руководителем евреев предупреждением о наступающей казни первенцев.
Наконец, отпустив евреев без всяких условий, фараон через три дня отменяет это решение и лично бросается в погоню во главе отборных воинских частей.
Имея в остатке четыре элементарных обмана, три уступки разной ядовитости, два глубоких раскаяния с крокодиловыми слезами и одно скоропалительно отмененное справедливое решение, соответственно настраиваемся на переговоры с противником.
Кроме всего перечисленного, казни, как объясняется в Мидрашах, имели весьма неожиданные и, если подробно разбираться в том, что приводится, довольно противоречивые политическиепоследствия. В Свитке Торы читаем, что две казни — лягушки (№2) и саранча (№8) — насылались на «все границы Египта». Повествуя о первой из них, Мидраш Раба указывает, что благодаря четкому распределению тварей именно внутри границ Египта «Мицраим (Египет) и сопредельный ему Куш (Эфиопия) урегулировали спорные территориальные вопросы», и вялотекущий конфликт, продолжавшийся между ними всю древнюю историю, прекратился (хоть на время).
Очень любопытная ситуация: лягушки указали людям, где по справедливости следует установить (окончательно) государственную границу, и люди с радостью хоть из-за чего-то прекратили препираться и убивать друг друга. Без лягушек — пока не получается.
Но еще удивительнее отрывок из Мидраша, связанный с восьмой казнью (о которой тоже сказано — «во всех границах твоих»). Там, словно забыв о предыдущей цитате, повторяется (слово в слово) та же идея: узнав, мол, о том, где заканчивалась саранча, египтяне и эфиопы успокоились и замирились.
Разъясняя, что же в действительности произошло на тамошнем политическом небосклоне в первый и во второй раз, Сатмарский Ребе обращает внимание на некоторые детали, отличавшие вторую казнь от восьмой. Во-первых, лягушек не было в земле Гошен, где жили евреи, а саранча съела посевы — на всей территории Египта (в том числе, и там, где жили евреи, которым эти посевы до Исхода все равно уже не пригодились). Во-вторых, колдунам фараона тоже удалось «изготовить» страшных лягушек, а к моменту посылания саранчи, как уже говорилось, упомянутых специалистов давно уже отстранили от участия в переговорах с Моше и Аароном.
Складывается любопытная картина: колдуны, создавая лягушек, преследовали две противоположные цели. Во-первых, доказать теорию фараона о том, что Моше — пусть и очень талантливый и сильный, но — все-таки чародей, а не посланник Вс-вышнего (видишь, мол, и мы такое умеем). А во-вторых, суперконфиденциально запустить стайку-другую самодельных колдовских лягушек на чужую (эфиопскую) территорию и, скрыв (от сопредельных эфиопов) указанный факт участия египетских колдунов, сказать, что все происшедшее — исключительно Б-жественное вмешательство, и при полном согласии потрясенных чудесами соседей расставить пограничные столбики на их же собственной территории.
Помогло и то, что в земле Гошен, у евреев, не было лягушек: во-первых, это — замечательное доказательство того, что именно Б-г позаботился о своем народе (то есть, ничего не подстроено), а во-вторых, исключение этой земли из зоны действия казни позволило египтянам сохранить свои территориальные претензии к эфиопам на участке границы, который проходил в районе землиГошен.
Элементарная, всесторонняя, полная беспринципность: на переговорах с Моше утверждается, что чудо — результат колдовства, на переговорах с эфиопами утверждается, что никто, кроме Всемогущего Б-га, не в состоянии изготовить настолько ужасных тварей, и поэтому — те, которые квакали на ранее спорной территории, неопровержимо доказывают, что эти площади принадлежат Египту. На том и порешили. После восьмой-то казни были вынуждены, конечно, извиняться, мол, ошиблись, лишних лягушек не в том месте посчитали… В общем, пришлось на повторных переговорах (отсюда два одинаковых упоминания в Мидраше) утверждать новые (не фальсифицированные) границы.
Имея в остатке полное отсутствие мировоззрения (сплошные корыстные интересы вместо него), не строим иллюзий и правильно понимаем слова тех, кто ведет с нами переговоры…
Из «Книги для изучения Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»