Темы: Сотворение мира, Тора и наука, Природа, Мирьям Климовская, Астрономия
Интересно, как воспринимать через призму иудаизма всё, что касается космоса, других планет, инопланетной жизни и т.д. Дело в том, что упоминания об этом ни в каких источниках не встречаются, а из Торы понятно, что Б-г создал землю, а всё остальное?..
За поразительными тайнами мироздания не обязательно летать в космос или ждать пришествия инопланетян. Не хватит и дня, чтобы перечислить все удивительные явления, которые есть на земле: жизнь в глубинах океана и в верхних слоях атмосферы, электромагнитные и другие излучения, строение живых организмов, клеток, молекул и атомов, свойства света… Каждый камень, микроб, зелёный лист или насекомое заслуживает того, чтобы о них написали целую книгу. И таких книг написаны горы: справочники и энциклопедии, научная литература, труды по истории, медицине, психологии, социологии… Если все эти книги расставить по темам, на какую полку мы бы поставили Тору?
Всякий, кто знаком с Торой по-настоящему, знает, что в ней содержится намного больше информации, чем написано открытым текстом. Более того, сказано, что Всевышний «смотрел в Тору и творил мир». Это значит, что всё, что было, есть и будет в мире, записано в Торе. Если Вы слышали про коды, Вы можете представить себе, какие грандиозные объёмы информации могут быть по-разному зашифрованы в каждом отрывке. Некоторые намёки на устройство физического мира знающие люди находят в написании и расположении букв, в гиматриях и т.п. (например, написание слова «вода» — מים имеет поразительную аналогию с её молекулярным строением и свойствами). В Торе есть также скрытая информация обо всех людях прошлого, настоящего и будущего. Рассказывают, что Виленский Гаон однажды показал одному человеку его биографию, зашифрованную в Торе. Более того, Тора несёт в себе информацию не только о материальном, но и о духовных мирах.
Если так, то почему не вся информация, записанная в Торе, открыта нам? Попробуем ответить по-еврейски, вопросом на вопрос. Вопрос, которым мы ответим, приводит величайший комментатор Торы и Талмуда РАШИ от имени раби Ицхака: а почему Тора вообще начинается с рассказа о сотворении мира? Следовало бы начать её с первой заповеди, данной еврейскому народу, — заповеди об освящении месяца! Что бы мы ответили раби Ицхаку? — Ведь это же так интересно — узнать о сотворении мира! Вот и ответ на наш вопрос! Но Тора дана нам не для того, чтобы удовлетворять наше любопытство. Там есть вся информация, но открыта нам только та, которая сообщает о задаче еврейского народа. Все истории, которые в ней приводятся, служат именно этой цели, и рассказ о сотворении мира тоже.
Например, сведения о сотворении светил приводятся в том значении, которое они имеют для выполнения мицвот еврейским народом: «Отделять день от ночи… для знамений и праздников, для дней и лет». И только потом — «освещать землю»… А где же длинный перечень остальных функций Солнца и Луны? Думаете, древние люди о них не знали? Знали и, может быть, побольше нас! Не зря же самое древнее идолопоклонство в мире — поклонение Солнцу и другим небесным телам — именно из-за огромного значения их для существования мира. Но в Торе другие свойства не упоминаются. А значение Луны для определения начала месяца и, следовательно, дат всех еврейских праздников, и значение Солнца для определения продолжительности дня, и, соответственно, времени молитв, наступления Шабата и т.д. — указано в самом начале книги Берейшит, когда еврейского народа ещё не существовало.
В Талмуде есть намного больше сведений о космосе, что свидетельствует о том, что наши Мудрецы обладали колоссальными знаниями, которые невозможно было приобрести методами тогдашней науки. По их собственным словам, эти знания получены от их учителей, а теми — по цепочке — от самого Моше Рабейну. Некоторые сведения люди смогли проверить только с помощью современных приборов. Среди них: примерное количество звёзд в скоплении Кима (Плеяды) — больше ста, а не 7—8 видимых невооружённым глазом. Средняя продолжительность лунного месяца, рассчитанная до секунд, передавалась по традиции от учителя к ученику. Знание о том, что в атмосфере Солнца есть «футляр», защищающий нас от губительного икс — и гамма-излучения, получено современными учёными совершенно недавно. Некоторые из них, узнав, что эта информация содержится в древних еврейских книгах, несказанно удивились и решили изменить свой жизненный путь. Есть в Талмуде также сведения о влиянии разных планет и созвездий на характер и предрасположенности человека (и напоминание, что он может направить это влияние в нужное русло, а не «таким уж я уродился…»).
А что же с инопланетянами? С точки зрения иудаизма, есть они или нет? Тора говорит, что человек был создан вначале «в единственном экземпляре» — в отличие от животных, которые были сразу парами. Всё, что даётся нам открытым текстом, должно нас чему-то научить. Согласно еврейской философии, мир создан для человека, чтобы тот мог проявить в нём свою свободную волю. А то, что человек был сотворён один, учит нас, насколько велика ценность человеческой жизни, если ради одного человека был создан целый мир! Так что нет никакой причины полагать, что в мире, кроме первого человека, был ещё кто-то, подобный ему. Ни в каких источниках нет сведений об инопланетянах. Современный ажиотаж вокруг них очень хорошо выражен вопросом, которым начинаются многие передачи на эту тему: «Одиноки ли мы во Вселенной». Люди забыли о Вс-вышнем, и возникшее вследствие этого чувство одиночества и беспомощности толкает их на поиск какого-то таинственного друга или покровителя, заставляет верить всевозможным фантастическим гипотезам. Следует помнить, что для Вс-вышнего нет ничего невозможного. Он мог бы создать бесчисленное множество населённых миров, если бы захотел. Так что если Вы вдруг встретите живого инопланетянина, отведите его к компетентному раву, и рав скажет Вам, как к нему относиться.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»