Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Давар шеэйно миткавен (Непреднамеренное действие)
Если в результате некоторого действия была произведена запрещённая мелаха, как следствие этого действия, то человек, произведший его не нарушил запрета Торы, если только это первое действие не было совершено таким образом, который с неизбежностью
повлек бы за собой совершение мелахи. Однако если мелаха не являлась неизбежным результатом действия, то оно не называется совершением мелахи, и его разрешается совершать даже изначально, когда нет намерения делать мелаху. Например, запрещено делать бороздку в земляном полу дома (делающий ее совершает мелаху строительства), но можно двигать скамейку по полу дома, даже если есть вероятность, что это приведет к появлению бороздки. Необходимо только проделать это таким образом, чтобы бороздка не стала неизбежным результатом действия.
Тогда, даже если случайно останется след, нарушения не будет, так как след не был непременным результатом передвижения скамейки и не было никакого намерения сделать борозду. Такое действие называется непреднамеренным (ло миткавен) и не считается совершением мелахи в шабат.
5. Псик рейша
Тем не менее запрещено двигать скамейку таким образом, чтобы в результате неизбежно получилась бороздка. Это запрещено даже в том случае, когда двигающий скамейку не намеревался сделать бороздку. Такое действие приравнивается к преднамеренной работе и называется псик рейша. Псик рейша переводится с арамейского языка как «отсечение головы». Это название взято из Гемары, из примера, объясняющего данное понятие: некто отрезает голову птице, чтобы дать своему сыну поиграть с ней. Даже если он не хочет, чтобы птица умерла, все же его действия являются совершением мелахи, так как невозможноотрезать голову птице, не убив ее (Псик рейша вэло ямут? — Отсечёшь голову, и она не умрет?).
6. Мелаха шеэйна цриха легуфа
Мы уже писали, что из сопряжения в Торе заповедей о шабате и о постройке Мишкана выводят, что запрещено Торой делать в шабат мелаху только таким образом, как она выполнялась при постройке Мишкана. Некоторые добавляют к этому, что совершающий подобную работу не нарушает запрета Торы, пока он не делает ее ради той же цели, для которой она выполнялась в Мишкане. В противном случае он патур, и мелаха, которую он совершил, называется мелаха шеэйна цриха легуфа(работа, которая не делается с той же целью, с какой делалась в Мишкане).
Например, человек копает яму: если ему нужна сама яма, то работа делается с целью, аналогичной цели строительства в Мишкане, и совершающий ее нарушает запрет Торы. Если же он хочет только добыть немного земли, а наличие ямы его не интересует, такая работа не совсем похожа на работу в Мишкане, и делающий ее патур. По поводу того, как устанавливается закон в этом случае, разошлись танаим (а после них — ришоним). Но так или иначе, даже те , кто считают, что подобная работа не запрещена Торой, согласны, что она запрещена мудрецами.
7. Килеахар яд и шинуй
Мы уже описывали в общих чертах понятие млехет махшевет: мелаха должна выполняться тем же способом, как и при строительстве Мишкана, а именно так, как делают ее в будни (Мишкан, естественно, строили согласно общепринятым способам строительства). Таким образом, тот, кто совершает работу неудобным или изменённым способом, патур. Например, не считается нарушившим запрет Торы человек, выносящий во рту вещь, которую обычно выносят в руке. Или в случае с мелахой замешивания: если человек перемешивает еду не так, как в будни, например, совершает ложкой не круговые, как обычно, а челночные движения, то это называется «исполнять работу изменённым способом», и такое действие не носит названия мелахи.
В некоторых случаях мудрецы запрещают даже косвенные и изменённые способы совершения мелахи, а иногда разрешают совершенно (см. ниже).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей