Бейс Дин Годол в Иерусалиме[1] — они основа устной Торы[2] и они столпы учения[3], и от них закон и суд выходит для всего Израиля, и о них обещала Тора, как сказано: «По Торе, что научат тебя» (Дварим 17, 11) — это заповедь «делай». И каждый, кто верит в Мойше рабейну и в Тору его, обязан опираться в своих религиозных делах на них и полагаться на них.
Каждый, кто не поступает по их словам — нарушает заповедь «не делай», как сказано: «не удаляйся от всякого слова, что скажут тебе, направо и налево» (там). И не бьют палками за этот «лав», поскольку он дан для предупреждения о смерти по суду, ибо каждый мудрец, который нарушает их слова, достоин смерти удушением, как сказано: «И человек, который сделает злонамеренно…» (там, 12). Одинаково — их слова, которые они учили из шмуо[4] — и это есть Устная Тора[5], и одинаково — то, что они выучили по своему разумению по одной из мер, что Тора толкуется по ним, и выглядит в их глазах, что это так, и одинаково — вещи, которые установили как ограду для Торы, и в соответствии с тем, что есть потребность момента, и это есть декреты и установления и обычаи — каждое и каждое из этих трех вещей — заповедь «делай» слушать их, и нарушающий на одну из них — нарушает «не делай». Так он говорит: «По Торе, что научат тебя» — это есть установления и декреты и обычаи, что будут указывать их для многих, чтобы укрепить веру и исправить мир; «И по суду, что скажут» — это слова, которые выучат их по закону, одной из мер, что Тора толкуется по ним; «От всякого слова, что скажут тебе» — это кабала[6], что приняли друг от друга {поколение за поколением}.
Слова кабалы — нет в них спора никогда, и всякая вещь, в которой ты находишь спор — известно, что это не кабала от Моше рабейну. И законы, которые учат из мер[7] — если согласились на них бейс дин годол все — то они принимаются, а если спорили в них — идут за большинством, и выводят закон по большинству. И также декреты и установления и обычаи — если считают часть их что следует установить гзейро или таконо или обычай, и часть их считают, что не следует принимать такую гзейро или таконо или обычай, — спорят одни против других, и идут за большинством, и выводят закон по большинству.
Когда существовал бейс дин годол, не было споров в Израиле, но, всякий закон, что появлялось в нем сомнение у одного из Израиля, спрашивает у бейс дин, который в его городе. Если знали — говорили ему; если нет — то спрашивающий вместе с тем бейс дином, или с его посланниками, поднимаются в Иерусалим, и спрашивают в бейс дин, который находится на Храмовой горе. Если знали — говорили ему; если нет — все приходят в бейс дин, который у входа в Азара. Если знали — говорили им; а если нет — все приходят в Лишкас а-гозис в бейс дин годол и спрашивают. Если было дело, у котором родилось сомнение у всех, известно в бейс дин годол, или из кабала, или из меры, что учили с ее помощью, — говорят сразу; если это дело не было ясно у бейс дин годол — обсуждают его в это время и спорят о нем, пока не согласятся все, или проведут подсчет, и пойдут за большинством, и скажут всем спрашивающим: таков закон, и уходят себе. С тех пор, как отсутствует бейс дин годол, увеличились споры в Израиле; этот объявляет нечистым, и приводит объяснение своим словам, и этот объявляет чистым, и приводит объяснение своим словам, это запрещает, а этот разрешает.
Двое мудрецов или два бейс дина, которые спорят не во время Сангедрина, или пока этот вопрос не ясен им, или в одно время, или друг за другом, это очищает, а этот объявляет нечистым, один запрещает, а один разрешает, — если ты не знаешь, куда закон клонится — в законах Торы иди за устрожающими, в законах мудрецов иди за облегчающими.
[1] Находящийся в Лишкас Гозис в Храме, и см. выше Законы Сангедрин гл. 1 галаха 3 и здесь дальше Галаха 4
[2] Что она есть объяснение к заповедям Письменной Торы, и как пишет Рамбам в предисловии: «Все заповеди, которые были даны Мойше с Синая, с объяснениями их были даны… “вегаТора вегамицва” — “Тора” — это письменная Тора, и “мицва” — это объяснение ее»
[3] учат, как объяснять Писание, и что следует учить из него.
[4] Слышали друг от друга до Мойше с Синая
[5] Что научил ее Вс-вышний Мойше на Синае, и Мойше не записал ее, но научил ей старейшин и Йегошуа — устно (Предисловие к Йад Хазоко)
[6] устная традиция
[7] 13 способов толкования Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?