Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего – праздник Суккот

Четыре дня между Йом Кипуром и Суккот — это дни радости. В эти дни не постятся, даже если на них приходится годовщина смерти отца или матери; в них не произносят Тахнун — часть молитвы, в которой мы признаем свои недостатки и просим Вс-вышнего выручить нас из беды. Если на эти дни выпадает суббота — в нее не произносят фрагменты Ав гарахаман («Отец милосердный») и Цидкатха цедек («Твоя справедливость — истинная»), включающие поминовение душ усопших.

Почему мы так радуемся в эти дни? Дело в том, что именно в эти дни было закончено строительство жертвенника в Храме, возведенном царем Шломо. Мы в это время тоже строим суку, запасаемся «четырьмя видами растений» — словом, исполняем многочисленные заповеди.

Не следует есть во второй половине дня, предшествующего празднику, чтобы сохранить аппетит для вечерней праздничной трапезы в суке.

Праздник Суккот

После дней Суда, Раскаяния и Искупления приходит пора веселья, время прославления Вс-вышнего — праздник Суккот. Его символом являются слова: «У чистосердечных — радость». Это значит, что после того, как мы очистили свое сердце раскаянием в Рош Гашана и Йом Кипур, мы достойны провести Суккот в радости.

Пятнадцатого числа месяца Тишрей начинаются праздники, продолжающиеся восемь дней, как сказано в Торе (Ваикра, 23):

«В пятнадцатый день седьмого месяца — праздник Суккот, семь дней Г-споду. В первый день — священное собрание: не делайте никакой работы. Семь дней приносите огнепалимую жертву Г-споду; в восьмой день да будет у вас священное собрание, приносите огнепалимую жертву Г-споду; это — праздничное собрание, не делайте никакой работы».

Первые семь дней названы «Суккот», ибо в эти дни заповедано жить в суке.

Следующий день назван днем Священного собрания (Ацерет), а поскольку он восьмой (Шмини) с начала праздника, его называют Шмини Ацерет.

Первый и восьмой дни — праздничные; в эти дни запрещена любая работа, кроме приготовления пищи. Шесть промежуточных дней — полупраздничные (хол гамоэд). За пределами Израиля их только пять — об этом ниже. В это время разрешены некоторые виды работ.

Вне Эрец Исраэль — два праздничных дня

Все праздники, которые названы в Торе словами хаг или моэд, продолжаются только один день. Так их и празднуют в земле Израиля — всего один день — все, кроме Рош Гашана. Вне пределов Эрец Исраэль все праздники празднуются два дня. Только Йом Кипур, как мы уже знаем, «не удваивается».

Итак, пять праздников — первый и последний дни Песаха, Шавуот, первый день Суккот и Шмини Ацерет — празднуются в Израиле один день, а за его пределами — два дня. Все эти праздники заповеданы нам Торой.

Первый из этих двух «заграничных» праздничных дней называется просто йом тов — праздник — или же йом тов ришон, — первый день праздника; соблюдение его заповедано Торой. Второй день называется йом тов шени — второй день праздника. Мудрецы заповедали праздновать его только за пределами земли Израиля.

Отчего же мудрецы заповедали праздновать йом тов шени! После того, как суд в Иерусалиме, выслушав свидетелей, объявлял о начале нового месяца, во все стороны рассылались гонцы с сообщением об этом — чтобы все знали, когда в этом месяце наступает праздник. Но гонцы не успевали достичь отдаленных мест диаспоры, и там праздновали йом шов два дня, потому что не знали, когда суд освятил начало нового месяца — на исходе двадцать девятого дня истекшего месяца или на его тридцатый день. Только Йом Кипур не удваивался и евреи постились лишь один день, ибо поститься два дня подряд опасно для здоровья. Было известно, что на протяжении многих столетий суд освящал начало месяца Тишрей на исходе двадцать девятого дня месяца Элула — на это и полагались.

Хотя в дальнейшем дни новомесячий и праздников были рассчитаны наперед, еврейский народ в диаспоре решил не отказываться от обычая, освященного отцами, и продолжал праздновать все праздники два дня, как и раньше. Но и в Израиле остались верны обычаю праздновать все праздники (кроме Рош Гашана) один день.

Все законы первого дня праздника распространяются и на второй день, кроме законов о похоронах и некоторых сомнительных случаев — для них предусмотрены облегчения, поскольку второй день заповедан мудрецами, а не самой Торой. В первый день эти облегчения не допускаются.

Следует иметь в виду, что отклонение от правил, установленных мудрецами, равносильно нарушению закона Торы, ибо в ней самой сказано: «Не отклоняйся от указанного ими [мудрецами]».

Семь заповедей праздника

Нет праздника, с которым связано столько мицвот, столько жертвоприношений, как Суккот: сукка и «четыре вида растений»; заповедь возлияния воды, полученная Моше на Синае; восходящий к пророкам обычай обрывать листву с ветвей аравы в день Гошана Раба; наконец, сама радость праздника — ведь и она заповедана Торой.

Об этом говорят слова молитвы: «Праздник Суккот — время нашего веселья».

Наши мудрецы, комментируя слова Книги Псалмов (Тегилим, 16) — «Насыщен радостью перед Лицом Твоим», — сказали, что их можно прочитать как «Семь радостей перед Лицом Твоим», ибо на иврите корень слова, «насыщенный» (с-в-а) близок корню слова «семь» (ш-в-а).

Что же такое «семь радостей»? Это семь заповедей праздника. Вот они: «четыре вида растений», сука, праздничная жертва (Хагига) и мирная жертва в честь праздника.

Сказал рабби Авин: «Когда двое людей выходят от судьи, мы не знаем, кто их них победил, пока не увидим в руке победителя жезл. Так Израиль и народы мира — они обвиняют друг друга перед лицом Вс-вышнего в Рош Гашана, и заранее неизвестно, что решит Судья. Только когда Израиль выходит с лулавом в руке, мы узнаем — он победил» (Ваикра Раба, 30).

В чем же состоит победа Израиля? В том, что сыновьям его прощены грехи прошедшего года. Ведь они дети Вс-вышнего, и Он милостив к ним. Они несут царский жезл, исполняют Его заповеди и радуются всем Его указам: живут в суке, благословляют «четыре вида растений», возливают воду на жертвенник, как Он заповедал, и черпают воду с ликованием. Они берут в руки ветви аравы (ивы) в Гошана Раба, приносят жертвы всесожжения, чтобы умилостивить Вс-вышнего и искупить свои грехи и грехи всего мира. Когда завершаются семь дней праздника, они не торопятся по домам, а устраивают священное собрание перед лицом Царя, празднуют Шмини Ацерет и радуются Его Торе.

Заняты заповедями

«Возьмите себе в первый день плод дерева гадар (этрог)», — говорит Тора. Первый день — это первый день подсчета грехов. (Ваикра Раба, 30).

Обычно человек, оправданный судом, веселится и пирует, услаждает себя на все лады и чувствует облегчение от того, что хотя бы часть неприятностей свалилась с его плеч. Израиль ведет себя иначе. Как только кончается Йом Кипур, сыны Израиля, оправданные судом, погружаются в хлопоты, исполняя заповеди Вс-вышнего, и не имеют досуга для веселья вплоть до пятнадцатого дня месяца Тишрей — начала праздника Суккот.

Все четыре дня, отделяющие Йом Кипур от праздника Суккот, евреи так заняты, что у них не остается времени даже для мысли о грехе. Поэтому «первый день подсчета грехов» наступает пятнадцатого числа месяца Тишрей. С этого дня, наполненного заповедями, как гранатовый плод косточками, начинается новый счет грехов Израиля.

«И возьмите себе в первый день плод дерева гадар (буквально — “прекрасного дерева”)…» Почему все-таки пятнадцатое Тишрей названо первым днем? Рассказывают историю о городе, который должен был заплатить царю дань. Царь явился, чтобы ее взыскать. В десяти милях от города царя встретили славнейшие граждане, вышедшие навстречу ему с восхвалениями — и царь простил треть дани. В пяти милях от города предстали перед ним простые граждане — и он простил еще треть. Когда царь вошел в город, его обступили с радостными хвалами женщины с детьми — и он простил все остальное и сказал: «Что было — то было, Теперь откроем новый счет».

Так и перед Рош Гашана — лишают себя удовольствий выдающиеся мудрецы Израиля, и прощается треть грехов народа. Между Рош Гашана и Йом Кипуром все евреи лишают себя удовольствий — и Он прощает еще треть. Когда наступает Йом Кипур и постятся даже женщины и дети, Вс-вышний говорит Израилю: «Что было — то было. Теперь мы откроем новый счет». А поскольку между Йом Кипуром и Суккот все евреи заняты заповедями, — строят суку, выбирают лулав, — то этот счет открывается в первый день праздника Суккот. Поэтому и предупреждает Тора Израиль: «Возьмите себе (то есть для вашей же пользы) в первый день плод дерева гадар» (Ваикра Раба, 30).

Как счастливы в эти дни сыны Израиля! Если придет обвинитель, чтобы уличить их в грехе, он застанет их окруженными заповедями со всех сторон. Все их существо устремлено к Царю царей и они находятся под Его защитой.

Рассказывают историю о царе, который сказал своим слугам: ступайте в дом такого-то и выведайте: не ввозит ли он товары беспошлинно, не нарушает ли другие законы? Слуги вошли и увидели, что дом полон подарков, предназначенных царю, а на кухне готовится обильная трапеза в его честь.

Они возвратились и доложили царю: «Человек, к которому мы были посланы, любит тебя, чтит твои законы и печется только о твоей славе».

Счастлив тот, чьи обвинители сделались заступниками!

Обзор по теме Месяц Тишрей


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше