Темы: Кирув, Йеуда Мендельсон, Рав Ицхак Зильбер, Изучение Торы, Бааль Тшува
Рав Ицхак всегда и везде давал уроки Торы, часто ограничиваясь для смешанной аудитории событиями и комментариями Недельной главы. И тогда, когда ставил кому-то Хупу, и на других свадьбах, и на Бар-Мицвах
(Совершеннолетие в 13 лет), и на Брит-Миле, и на любом собрании нескольких евреев. Ему не было важно, шум ли здесь, ревут ли громкоговорители оркестра, поглощают ли слушатели угощения. Я знал, что без слов Торы рав не видит сути своего существования. Он давал уроки и в коридорах больниц, и в холле дома отдыха для выздоравливающих, и, лежа с воспаленной ногой, на диване у себя дома.
Без Торы нет жизни. Нет, рав не говорил этих слов, он просто показывал всем своим существом, всей, перенасыщенной ежедневными событиями, жизнью.
Поэтому в разгаре любого торжества, где присутствовал с равом, я подходил к оркестрантам и просил прекратить на некоторое время музыку и дать микрофон. Странно, но они тотчас же соглашались, слыша, кто должен говорить.
А ведь самые "главные" на таких торжествах: музыканты и еще фотограф. Рав не заставлял себя ждать ни минуты. Тут же брал в руки микрофон и начинал наполнять зал словами Торы. Ах, как нам этого сегодня недостает.
Я бывал почти ежедневно на разных уроках рава Зильбера, но ни разу не пришлось быть на его субботних уроках, о которых я много слышал. Уж слишком большое расстояние разделяло нас.
Это произошло лет 12-13 тому назад. Рав-гаон Йоэль Шварц преподавал нам в иешиве "Двар Иерушалаим". Именно к нему на уроки направил нас рав Ицхак, именно с равом Шварцем он советовался по алахическим вопросам, именно его он уважал за открытость нестандартного мышления и глубокие знания всей Торы.
В то время габаем нашей синагоги в Рамоте-алеф "Шаарей Твуна" был сын рава Шварца р. Ицхак Шварц. Однажды рав Йоэль гостил в субботу у сына. Его пригласили в два места дать уроки. Я обратился к раву Шварцу с просьбой дать урок на иврите и у нас дома, с чем он (так похоже на рава Ицхака) сразу же согласился. Я рассчитывал на 7-10
человек, которые придут к нам домой. К моему удивлению наша квартира была переполнена 40-50 аврехами.
После урока я сказал раву Йоэлю, что жаль - у нас нет в субботу урока на русском языке, а столько жаждущих.
- Вот ты и организуй.
Я посмотрел на него в удивлении, кто я такой и как это организовать, но тут же вспомнил, как рав послал меня на радио.
В свое время на всех ивритских религиозных радиостанциях был мой уголок медицинских передач с практическим уроком на расслабление "Души и тела
исцеленье". Я очень переживал, что нигде на радио не было передач по-русски для огромной русскоговорящей алии. Как-то на уроке я пожаловался раву Шварцу. И тогда он мне коротко сказал:
- Вот ты и организуй.
Когда мудрец и праведник говорит, - надо беспрекословно слушаться. Я пришел к руководителю радиостанции "Коль нешама" (Голос души).
- Тебе нравятся мои медицинские передачи?
- Да, очень. Мы даже хотим их проводить не дважды в неделю, а три раза.
- Хорошо. Я согласен. Но при условии, что ты дашь мне полтора часа на передачу на русском языке "Возвращение к Истокам".
- ???.. Так кто же будет слушать на русском?..
Да и в это время мы потеряем слушателей. - Я согласен только на этом условии
Эта передача существовала еженедельно более полутора лет. Сохранились 49 аудиокассет с передач, которые путешествуют по весям бывшего Советского
союза. Несколько раз выступал и рав Бенцион Зильбер и раз семь сам рав Ицхак, который, как обычно, никогда не отказывался чем-то помочь русским евреям. Много интереснейших людей нашей алии участвовало в этих передачах. Как мне их удалось собрать, не приложу ума.
Просто - Сията дишмая (Личное наблюдение Небес).
Помню эпизод, когда в малюсенькой плохо проветриваемой студии мы все сидели
только в майках и малых талитах поверх, обливаясь потом.
Рав Ицхак надел пиджак и шляпу.
- Рав, здесь же так душно, и мы одни и закрыты.
- Но ведь меня слушают тысячи людей.
В этом весь рав Ицхак Йосеф Зильбер (зацал!). После субботних слов рава Шварца я обратился с вопросом к раву Ицхаку.
- О чем разговор? Не только можно, а очень нужно организовать субботний урок на русском языке. Если пожелает В-вышний, то и я приму когда-нибудь участие.
- Квод арав, тогда благословите.
И рав Ицхак Зильбер благословил наш субботний урок.
Урок с Б-жьей помощью проходит уже более 10 лет. Он состоит из трех частей. Вначале полчаса - Алаха, в основном законы Субботы и очередных праздников.
Затем недельная глава Торы. После этого собираются женщины, и жены аврехов тоже, которые приводят своих детишек, а малышей оставляют на попечении
мужей. Они читают ТЕИЛИМ (Псалмы Давида).
Много незамужних и неженатых создали семьи, благодаря этим чтениям; многие тяжело больные выздоровели... Когда только начали читать Теилим, а в то время были страшные взрывы в иерусалимских автобусах 18, я взял на себя смелость заявить:
- Дорогие женщины, вот вы начинаете читать большой группой (а бывало и до 40 человек вместе с детьми) Псалмы Давида. Это великое дело. Вот посмотрите, что только будет в вашу честь... И действительно, ужасные взрывы как-то внезапно прекратились.
Вели и ведут уроки выдающиеся евреи наших Рамот.
Несколько лет Недельную главу вел старейший житель Рамота и интереснейший преподаватель, учитель профессионал еще с советских времен, р. Ицхак
ГОЛЬДЕНБЕРГ. Субботние Законы преподавал аврех р. Давид Хазанкин. Затем стал вести Недельную главу до серьезной операции аврех р. Александр КАЦ, издавший потрясающие тома на русском языке "Еврейские мудрецы" (там много написано и про рава Ицхака Зильбера) и "Берешит" с комментариями
РАМБАНа (впервые на русском языке). Какое-то время он вел и Законы Субботы. После и до последних времен Недельную главу преподавал прекраснейший лектор,
аврех р. Авраам ШИЛЬМАН, который периодически уезжал в Россию, устраивать семинары для русских евреев. Очень часто заменял постоянного преподавателя глава колеля, прекраснейший лектор, глубокий знаток Торы р. Александр ТРАХТЕНБЕРГ. А Субботние Законы преподает же несколько лет рав Александр НЮРЕНБЕРГ,
который из сухих законов может приготовить такой вкусный "цимес", что специально послушать его прибегают на первые полчаса наши женщины,
обремененные большими семьями. Часто заменяют отсутствующего р. А.Шильмана во время его поездок в Россию и р.Шломо ШАПИРО, и р.Ури Калюжный, и р. Хайкин, а в последнее время новоприбывший из С.-Петербурга р. Ш. Азимов.
Честь и слава всем им, которые продолжают начало рава Й. Шварца и выполняют благословение Праведника поколения нашего общего Учителя рава Ицхака Иосефа
ЗИЛЬБЕРА!
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.