Из цикла «Эйн Яаков», темы: Алаха, Заповеди, Тфилин, Изучение Торы
(Ваикра 1) «И воззвал Он к Моше, и говорил». Зачем сначала воззвал, а затем говорил? Тора учит правильному поведению, чтобы человек не говорил ни слова товарищу, прежде чем не окликнет того[1]. [Что мы учим из выражения Писания] лемор («сказать»)? Сказал Раба: Откуда мы учим, что говорящий нечто товарищу [как бы] нарушает запрет «не говори»[2], пока тот не скажет ему «скажи» [т.е. даст разрешение]? Учит нас Писание (там же): «И говорил Господь ему из Скинии, сказать[3] (лемор)[4]».
ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ НЕАКТУАЛЬНЫЕ НА СЕГОДНЯ ЗАКОНЫ?Йома 5б.
— Как[5] он [Аарон и его сыновья] надевал их [одежды священников]?
— [Зачем это знать?] Что было — то было[6]! Но [вопрос на самом деле таков: ] как он будет одевать их в Грядущем мире?
— В Грядущем мире тоже: к тому времени, как придут Аарон и его сыновья, придет с ними Моше рабейну, и скажет, [как нужно надевать].
— Но [так должен звучать вопрос]: как он надевал их? [Это необходимо] для понимания Писания.
Мы учили [в барайте]: Раби Элазар говорит от имени раби Йоси: Испортил жертву, которая приносится снаружи и т.д.
Сказал рав Нахман, сказал Рава бар Аваѓу: Ѓалаха — по мнению раби Элазара, который говорил от имени раби Йоси.
Сказал рав Йосеф: [Это] ѓалаха для Машиаха[7]?! Сказал ему Абайе: Так теперь что, все жертвоприношения мы не будем учить, [ведь это] ѓалаха для Машиаха?! Но [в чем же смысл изучения]: изучай и получи за это награду! Так и здесь тоже: изучай и получи награду! [Отвечает рав Йосеф: ] Вот что я имел в виду сказать тебе: Зачем устанавливать ѓалаху[8] [в вопросе, который будет актуален только во времена Машиаха]?НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ ТФИЛИН
Йома 7б.
Сказал Раба бар рав Ѓуна: Человек обязан все время ощупывать[9] свои тфилин. Мы учим это из венца (циц) [на лбу у первосвященника]. [Это выводится по принципу] «от менее строгого к более строгому»: мы находим, что хотя в венце есть только одно упоминание Имени Всевышнего, Тора сказала «Пусть будет на его лбу постоянно» — чтобы [первосвященник] не отвлекался от него. Тфилин, в котором есть множество упоминаний Имени — тем более [нельзя отвлекаться от них и нужно их ощупывать].
[1] Пока не окликнул по имени.
[2] Здесь Талмуд использует выражение בל יאמר, такого рода форма обычно употребляется при упоминании запретов Торы, например בל יראה ובל ימצא — запрет нахождения квасного в доме во время Песаха. В данном случае, конечно, запрета Торы нет, это лишь фигура речи.
[3] Т.е. если бы не было специального указания «сказать» — нельзя было бы говорить (Маарша). А Раши объясняет так: лемор можно прочитать как ло эмор — не говори.
[4] В оригинале «וידבר אליו ה» מאוהל מועד לאמור. Слово лемор сложно перевести однозначно, его можно понимать как «говоря», «сказать (другим)», «следующее».
[5] Т.е. каков порядок надевания одежд отцом и сыновьями один за другим?
[6] Т.е. это исторический вопрос, а не галахический.
[7] Т.е. практический закон, который будет актуален только во времена Машиаха.
[8] Изучать законы жертвоприношений, конечно, нужно и сегодня, но установление ѓалахи, т.е. пути практического соблюдения Закона в том случае, когда имеется несколько противоречащих друг другу мнений, не имеет смысла, если вопрос сегодня неактуален.
[9] Чтобы не отвлекаться от того факта, что в данный момент на нем надеты тфилин, и не допустить мыслей и действий, неподобающих в то время, когда надеты тфилин.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.