Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Рав Хаим Шмулевич, мой учитель и настав­ник, благословенна память праведника, руководитель ешивы «Мир», как-то раз, анализируя в беседе с ешиботниками возмож­ности человека, остановился на словах Раши относительно Билама. Билам, нееврей, известный своим пророческим даром, со­брался проклясть еврейский народ. Он встал утром, оседлал осла и отправился в путь. Раши гово­рит: оседлал собственноручно, а не поручил слуге, потому что «не­нависть нарушает заведенный по­рядок». Так рвался проклясть, что не посчитался со своим социаль­ным статусом. Когда человек чего-то очень хочет, он не считается с обычными нормами поведения. В своей ненависти Билам был очень силен и опасен для евреев.

Далее Раши приводит высказы­вание из Талмуда: «Сказал Свя­той, благословен Он: Нечести­вец! Их (евреев) праотец Авраам давно опередил тебя, как сказано: «И поднялся Авраам рано утром, и оседлал своего осла» (Берешит, 22:3).

Рав Хаим Шмулевич говорил (привожу его слова по памяти): происходит поединок между Биламом и Авраамом. Они проти­востоят один на один. Поступок Авраама, который с любовью к Всевышнему отправился вы­полнять Его приказ: принести в жертву Ицхака, — защитил нас от очень серьезной угрозы, кото­рую представлял собой Билам. Комментируя действия Авраама, Раши говорит: оседлал сам, по­тому что «любовь нарушает заве­денный порядок».

Что значит — «Авраам опере­дил тебя»? Можно сказать — по времени. Авраам совершил свой поступок на четыреста лет рань­ше Билама, он был первым. Встав раньше Билама, Авраам «первым поднялся на вершину», установил добро там, где Билам намеревался посеять зло.

Но «опередил» можно пони­мать еще и по-другому. О Биламе в Торе сказано: «ваякам» — «под­нялся утром», а об Аврааме: «ва-яшкем» — «поднялся рано утром». Авраам поднялся раньше Билама. О чем это говорит? Человек вста­ет рано, чтобы сделать то, что он любит. Как ребенок, который с трудом поднимается, чтобы идти в школу, и вскакивает ни свет, ни заря, если предстоит интересная экскурсия.

Авраам поднялся раньше Би­лама, и это значит, что любовь Авраама к Б-гу была сильнее ненависти Билама к народу Все­вышнего. Оба они действовали самоотверженно, но Авраам был мощнее. «Такова сила одиночки, — гово­рил рав Шмулевич. — Эта сила тем больше, чем больше в человеке самоотверженности, самоотдачи». Тора дает немало примеров тому, когда «один в поле — воин». То же самое мы видим в повседневной практике.

Великие движения в истории — и положи­тельные, и отрицательные — начи­нались с единиц. Праотец Авраам был тем, кто понял, что у этого мира есть Творец, который предъявляет к нам те или иные требования. Одному-единственному Аврааму удалось изменить ход всей духовной истории человечества и стать родоначальником еврейского народа.

Всё, что сказано здесь о «силе одиночки», касается каждого из нас. Результат нашей деятельности зависит от того, насколько мы себя ей отдаем.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.