Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Первородный грех, Меир Левин, Змей, Рассказы, Адам, Хава
Мужчина и женщина вместе,
Два колоса пашни одной,
Две строчки лирической песни,
Две ветки, но с разной листвой.
Ю.Шмидт
Так назывался фильм Клода Лелюша, который шёл на экранах в дни моей молодости. Вечная тема единства и борьбы двух противоположностей.
Как же всё начиналось?
С мужчинами ясно. Создавая Адама, первого человека, Всевышний использовал глину и поцелуем внес в неё частицу Самого Себя. Насчет женщины, как всегда, споры. Ведь чтобы быть желанной, она обязана оставаться загадкой, да? Вот и погадаем. Одна версия, что у мужчины был хвост — незаменимая опора и средство отгонять насекомых. Из этого-то хвоста и сотворили женщину. (Впрочем, судя по поведению отдельных наших собратьев, немалая часть хвоста у них сохранилась). Другая версия — строительным материалом послужило мужское ребро. И наконец — Адам изначально был спереди мужчиной, сзади женщиной. Его просто разделили пополам.
И сразу начались конфликты, возник, как принято, любовный треугольник. Змею, который в мировой иерархии стоял сразу после человека, понравилась Хава. Так, в принципе, и в Октябрьской революции главным двигателем было не мифическое стремление к «свободе, равенству и братству», а сравнение собственных жен с дворянскими.
Но революцию Всевышний не допустит, Змей это понимал. Жены тогда мужьям не изменяли и такое, в отличие от современных психологов, не осмеливался порекомендовать даже сам Сатан. Впрочем, на земле и не было других женщин. Да и Хава строго стояла на защите семьи и соперницу просто уничтожила бы.
Задачка, скажем… Чем же можно соблазнить проживающих в раю? Со снабжением всё в порядке. Ангелы жарят шашлык, цедят вино (почти как в Грузии). Телевизора нет, деньги пока не изобретены, красивые длинноногие секретарши по штатному расписанию не полагаются. И за всё про всё один запрет — не кушать некий плод с дерева.
Почему же не кушать? Чтобы не потерять вконец чувство благодарности и не забыть, кто в доме хозяин.
Змей начинает разъяснительную работу с трудящейся женщиной. Объясняет, что, несмотря на внешнее благополучие, дефицит — «райское яблочко» — от неё спрятали. А почему? Потому, что самое вкусное для себя хочут…
Были ли у Хавы шансы устоять против Змея? Думаю, нет. У женщины богатое воображение и, остановившись покалякать с ним, она попала в безнадежную ситуацию. Какой же выход? Не останавливаться, не говорить с посторонними, особенно с рьяно пекущимися о её благе.
Среди многочисленных комментариев один особенно оправдывает Хаву. Говорят, Адам, желая ей добра и опасаясь женского любопытства, добавил от себя, что «яблочко» нельзя не только есть, но и трогать. При этом, как часто с мужчинами случается, забыл прибавить, что второй запрет — от себя лично. Споткнувшись о дерево и убедившись, что никакой беды в этом нет, Хава вскорости съела и его плод.
Говорят, «не за то отец сына бил, что играл, а за то, что отыгрывался». Хава, проиграв, пытается «спасти семью». Чтобы быть с Адамом «и в радости, и в несчастье», она делает его соучастником своего преступления. А что же Адам? Есть несколько версий, как жена его погубила.
Обманула, выжав сок. Он попробовал и, ощутив неизъяснимую сладость запрета, продолжал пить.
Убедила, что «муж и жена — одна сатана».
Начала визжать, пока Адам не согласился съесть.
На очной ставке женщина ведет себя благороднее мужчины. Он валит вину на всех — на женщину, на самого Всевышнего, а женщина честно говорит, что её соблазнил Змей. Относительно же Змея… Великий довод его сегодняшних леворадикальных защитников: человек, даже маленький ребенок, должен сам выбирать, что хорошо, а что плохо! Никаких запретов! Никакого членовредительства (типа обрезания)!! Женщинам — равные права (кстати, кто у них эти права отнимал?)! Зверям — право голоса!! Свобода партии Змея!!! В которой его слуги, вооруженные последними достижениями техники, доказывают, что дело его не умерло.
Особенно в области демагогии. Ну зачем женщине право вкалывать, сутками не видя собственных детей? Или право на распущенность (ведь женщине по самой её природе семья необходимей, чем даже мужчине)? Да и мужчина — так ли он удручён, не умея вынашивать и кормить грудью детишек? Нет, чтобы возглашать: «женщине — женские права, мужчине — мужские!» (равные в сумме, но разные) … И это только один пример…
К сожалению, люди за почти 6000 лет ничему не научились. Забыли, что еврейский суд не рассматривает дела подстрекателя. Он изначально виноват. И что сам Всевышний лишил Змея голоса, который ему пытаются вернуть.
Читайте: обзор по теме Адам и Ева (Хава)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.