Из цикла «Коммандировка в Египет», темы: Первородный грех, Меир Левин, Змей, Рассказы, Адам, Хава
Мужчина и женщина вместе,
Два колоса пашни одной,
Две строчки лирической песни,
Две ветки, но с разной листвой.
Ю.Шмидт
Так назывался фильм Клода Лелюша, который шёл на экранах в дни моей молодости. Вечная тема единства и борьбы двух противоположностей.
Как же всё начиналось?
С мужчинами ясно. Создавая Адама, первого человека, Всевышний использовал глину и поцелуем внес в неё частицу Самого Себя. Насчет женщины, как всегда, споры. Ведь чтобы быть желанной, она обязана оставаться загадкой, да? Вот и погадаем. Одна версия, что у мужчины был хвост — незаменимая опора и средство отгонять насекомых. Из этого-то хвоста и сотворили женщину. (Впрочем, судя по поведению отдельных наших собратьев, немалая часть хвоста у них сохранилась). Другая версия — строительным материалом послужило мужское ребро. И наконец — Адам изначально был спереди мужчиной, сзади женщиной. Его просто разделили пополам.
И сразу начались конфликты, возник, как принято, любовный треугольник. Змею, который в мировой иерархии стоял сразу после человека, понравилась Хава. Так, в принципе, и в Октябрьской революции главным двигателем было не мифическое стремление к «свободе, равенству и братству», а сравнение собственных жен с дворянскими.
Но революцию Всевышний не допустит, Змей это понимал. Жены тогда мужьям не изменяли и такое, в отличие от современных психологов, не осмеливался порекомендовать даже сам Сатан. Впрочем, на земле и не было других женщин. Да и Хава строго стояла на защите семьи и соперницу просто уничтожила бы.
Задачка, скажем… Чем же можно соблазнить проживающих в раю? Со снабжением всё в порядке. Ангелы жарят шашлык, цедят вино (почти как в Грузии). Телевизора нет, деньги пока не изобретены, красивые длинноногие секретарши по штатному расписанию не полагаются. И за всё про всё один запрет — не кушать некий плод с дерева.
Почему же не кушать? Чтобы не потерять вконец чувство благодарности и не забыть, кто в доме хозяин.
Змей начинает разъяснительную работу с трудящейся женщиной. Объясняет, что, несмотря на внешнее благополучие, дефицит — «райское яблочко» — от неё спрятали. А почему? Потому, что самое вкусное для себя хочут…
Были ли у Хавы шансы устоять против Змея? Думаю, нет. У женщины богатое воображение и, остановившись покалякать с ним, она попала в безнадежную ситуацию. Какой же выход? Не останавливаться, не говорить с посторонними, особенно с рьяно пекущимися о её благе.
Среди многочисленных комментариев один особенно оправдывает Хаву. Говорят, Адам, желая ей добра и опасаясь женского любопытства, добавил от себя, что «яблочко» нельзя не только есть, но и трогать. При этом, как часто с мужчинами случается, забыл прибавить, что второй запрет — от себя лично. Споткнувшись о дерево и убедившись, что никакой беды в этом нет, Хава вскорости съела и его плод.
Говорят, «не за то отец сына бил, что играл, а за то, что отыгрывался». Хава, проиграв, пытается «спасти семью». Чтобы быть с Адамом «и в радости, и в несчастье», она делает его соучастником своего преступления. А что же Адам? Есть несколько версий, как жена его погубила.
Обманула, выжав сок. Он попробовал и, ощутив неизъяснимую сладость запрета, продолжал пить.
Убедила, что «муж и жена — одна сатана».
Начала визжать, пока Адам не согласился съесть.
На очной ставке женщина ведет себя благороднее мужчины. Он валит вину на всех — на женщину, на самого Всевышнего, а женщина честно говорит, что её соблазнил Змей. Относительно же Змея… Великий довод его сегодняшних леворадикальных защитников: человек, даже маленький ребенок, должен сам выбирать, что хорошо, а что плохо! Никаких запретов! Никакого членовредительства (типа обрезания)!! Женщинам — равные права (кстати, кто у них эти права отнимал?)! Зверям — право голоса!! Свобода партии Змея!!! В которой его слуги, вооруженные последними достижениями техники, доказывают, что дело его не умерло.
Особенно в области демагогии. Ну зачем женщине право вкалывать, сутками не видя собственных детей? Или право на распущенность (ведь женщине по самой её природе семья необходимей, чем даже мужчине)? Да и мужчина — так ли он удручён, не умея вынашивать и кормить грудью детишек? Нет, чтобы возглашать: «женщине — женские права, мужчине — мужские!» (равные в сумме, но разные) … И это только один пример…
К сожалению, люди за почти 6000 лет ничему не научились. Забыли, что еврейский суд не рассматривает дела подстрекателя. Он изначально виноват. И что сам Всевышний лишил Змея голоса, который ему пытаются вернуть.
Читайте: обзор по теме Адам и Ева (Хава)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»