Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Идолопоклонство, Раби Шломо Ганцфрид, Изобразительное искусство
1. Сказано в Писании: «Не делайте в дополнение ко Мне богов серебряных…»; и узнали мудрецы наши благословенной памяти от своих учителей, что в этом стихе содержится запрет рисовать изображение того, что находится в высших мирах, и того, что находится в нижних. Таким образом, стих говорит следующее: «Не делайте изображений Моих слуг, то есть того, что Мне прислуживает».
Поэтому запрещено изображать четыре лика Колесницы (описанной у Йехезкеля — перев.), а также Срафим, Офаним и других ангелов. И также запрещено изображать солнце, луну и звезды; и даже если это не барельеф, а рисунок, все равно его запрещено делать, даже просто для красоты. Однако иметь дома такой рисунок, если это именно рисунок, а не барельеф, разрешено, при условии, что хозяин рисунка не приказывал нееврею нарисовать его, поскольку, если что-то запрещено делать нам, запрещено также и попросить об этом нееврея, как мы уже видели в законах Шаббата.
2. И также запрещено изображать человека. Даже просто рисовать портреты запрещено. И даже хранить портреты дома запрещено, пока рисунок не будет немного подпорчен. Речь идет именно про полный портрет, то есть, изображение с двумя глазами и носом; если же человек изображен только с одной стороны, как делают некоторые портретисты, изображая человека в профиль — это не запрещено.
3. Если на перстне есть печатка, изображающая человека, то, если само изображение выступает над поверхностью печатки, запрещено иметь ее дома, однако можно запечатывать такой печатью, поскольку изображение получается не выпуклым, а вдавленным; если же изображение на печатке, наоборот, врезано в ее поверхность, этот перстень разрешено иметь дома, однако запрещено им запечатывать, потому что изображение печати получается выступающим над поверхностью.
4. Запрещено смотреть на изображение человека, поскольку оно называется «идолом», и поэтому смотрящий на него нарушает запрет: «…и не оборачивайтесь к идолам». Однако смотреть на изображения на монетах разрешено, поскольку к ним взгляд уже привык. Желающий же быть праведником станет избегать и этого.
5. Запрещено строить дом в соответствии с планом Храма, то есть такой же длины, ширины и высоты; строить галерею по плану той части Храма, которая называет Улам; двор — по плану Храмового двора; стол — по чертежу Стола, стоявшего в Храме; светильник-Менору — по чертежу Меноры, стоявшей в Храме. Разрешается построить светильник с пятью, шестью или восемью чашками, однако семисвечник строить не следует даже из других металлов (то есть не из золота, из которого была сделана Храмовая Менора — перев.) и даже без специфических украшений Меноры — «бедер», «стеблей» и «чашечек», и даже если ее высота не составляет 18 тефахов, поскольку точное выдерживание этих параметров не было строго обязательным даже для Храмовой Меноры.
6. У некоторых принято делать светильники на семь свечей, то есть такие, в которых шесть свечей расположены полукругом, а еще один — посредине. Однако многие законоучителя запрещают это. И в данном случае необходимо прислушиваться к их мнению, поскольку речь идет о возможности нарушить запрет из Торы.
7. Тот, кто смешивает «масло помазания» из материалов и в пропорциях, указанных в Торе, подвергается наказанию «карет». Если же человек сделал это по ошибке, он обязан во искупление своего греха принести «повинную жертву» (хатат); и все это — в том случае, если он производит это масло для того, чтобы смазываться им. И тот, кто делает ароматное воскурение из одиннадцати компонентов, указанных в Торе, и в правильных пропорциях, даже если он сделал только половину или треть необходимого для воскурения количества, подвергается наказанию карет. Если же человек изготовляет эту смесь для того, чтобы научиться это делать — он свободен от наказания.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.