Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Роды, Законы семейной чистоты
1. Роженица, родился ли у нее дивой или мертвый ребенок, или даже если у нее был выкидыш, даже если при этом не было никакой крови — она нечиста нечистотой роженицы. И по букве закона, если ребенок был мужского пола, она нечиста семь дней из-за родов, а после этого может отсчитать семь чистых дней и окунуться в микву; если же ребенок был женского пола, она нечиста четырнадцать дней из-за родов, а после этого отсчитывает семь чистых дней и окунается в микву. В некоторых же местах принято, что женщина не окунается в течение сорока дней, если родился мальчик, и в течение восьмидесяти дней, если девочка. И если этот обычай в данном месте принят всеми, от него нельзя отступать, поскольку у него есть некоторые основания, и о таких обычаях сказано: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не оставляй учения матери твоей». В наших же странах в отношении этого нет установленного обычая. А то, что принято в некоторых местах не окунаться, например, в течение шести недель после рождения мальчика и девяти — после рождения девочки — у таких обычаев нет никаких оснований, и они уже отменены в святых еврейских общинах гаонами благословенной памяти.
2. Некоторые говорят, что следует отдалиться от жены в сорок первую ночь после рождения мальчика и в восемьдесят первую ночь после рождения девочки, поскольку в эти ночи можно опасаться, что она увидит кровь, так же, как и в день весета; некоторые же спорят с этим. И тот, кто заботится о своей душе, пусть побеспокоится об этом. Если же у женщины был выкидыш, и неизвестно, был ли плод мужского или женского пола — пусть муж отдалится от жены и в сорок первую, и в восемьдесят первую ночь.
3. Если у женщины был выкидыш, даже если то, что она выкинула, вообще не выглядит, как плод, а выглядит куском плоти, кожи и т.д., она должна считать себя нечистой, как после рождения девочки, или пусть обратится к раввину, поскольку в некоторых случаях закон не так строг. И также в случае, если она сначала выкинула плод, а потом вышел послед, даже если плод был мужского пола, она должна опасаться, что произошло рождение девочки, из-за последа, или должна обратиться к раввину.
4. Если женщине было совершенно очевидно, что она не беременна, и она окунулась в микву для супружеской близости, а в течение сорока дней после этого у нее был выкидыш, она не должна рассматривать себя как нечистую из-за родов, поскольку плод создается за сорок дней; однако она должна считать себя в состоянии ниды. И даже если она совсем не видела крови, мы считаем, что немного крови наверняка было, просто она осталась незамеченной, поскольку раскрытия матки без крови не бывает.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»