Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Молитва, Маарив
1. Время чтения «Шма» в вечерней молитве начинается с появления на небе трех маленьких звезд1. Если же день пасмурный, не следует начинать молитву, пока не исчезнет из сердца всякое сомнение, наступила ли уже ночь2. А в наши дни установился обычай читать вечернюю молитву сразу после Минхи, хотя ночь еще и не наступила, чтобы не утруждать общину, заставляя ее собираться вторично. Но нельзя начинать вечернюю молитву до Плаг Минха, поскольку в этом случае обязанность прочесть вечернюю молитву не считается выполненной.
Счастлив тот, кто читает вечернюю молитву в миньяне ночью, а между Минхой и вечерней молитвой изучает Тору, связывая день и ночь изучением Торы, ибо это очень важно. И в любом случае подобает всякому, кто трепещет перед Небесами, если он молился в миньяне до наступления ночи, не начинать есть, пока не наступит ночь, а дождаться3 выхода звезд и сразу после этого прочесть все три отрывка «Шма»4.
А молящемуся в одиночку запрещено начинать вечернюю молитву до выхода звезд5.
2. Если человек может сам решать, когда ему начать молиться, следует начать вечернюю молитву немедленно после выхода звезд. И запрещено начинать есть5* или заниматься чем бы то ни было, даже изучением Торы, за полчаса до выхода звезд, как и до Минха Ктана (и см. выше, глава 69, параграф 3)6. А если у него совсем нет времени, как, например, если он занимается Торой в группе, в любом случае пусть не откладывает вечернюю молитву до полуночи. Но если он пропустил и полночь, может выполнить обязанность читать вечернюю молитву все время, пока не появится свет зари7.
3. Если человек пришел в синагогу на вечернюю молитву и обнаружил, что община собирается читать «Шмонэ Эсрэ», даже если ночь еще не наступила, но Плаг Минха уже прошел — пусть молится вместе с общиной «Шмонэ Эсрэ», а потом, когда наступит ночь, прочтет «Шма» с благословениями.
Если же община находятся в процессе чтения «Шма» и у вошедшего есть время до начала общественной «Шмонэ Эсрэ» прочесть «Шма» с благословениями до «…хранящий народ Свой, Израиль, вечно», — пусть так и сделает, пропустив «Благословен Г-сподь вовеки…», а после молитвы этого благословения читать уже не нужно8.
Если же он еще не молился Минху, пусть прочтет «Шмонэ Эсрэ» Минхи в то время, пока община читает «Шма» с благословениями, и подождет немного, но по меньшей мере столько, сколько необходимо для прохождения четырех ама, а после этого пусть прочтет вместе с общиной «Шмонэ Эсрэ» вечерней молитвы. Когда же наступит ночь, пусть прочтет «Шма» с благословениями.
4. Отрывок от слов: «Благословен Г-сподь вовеки…» до слов: «Да увидят наши глаза…» следует прочесть сидя. И запрещается прерываться от слов: «И Он, милосердный…» до конца «Шмонэ Эсрэ». А объявления служки: «читаем Яале ве-Яво!» и «читаем Росу и дождь!» не считаются прерыванием, поскольку необходимы для молитвы.
5. Если в синагоге после наступления ночи остался один человек, молящийся вечернюю молитву, его товарищ обязан подождать, пока он молится, чтобы тот не стал волноваться и не запутался. Если же он начал вечернюю молитву так поздно, что явно не мог закончить ее вместе с общиной — нет необходимости ждать его, поскольку совершенно очевидно, что, уже начиная молитву, он понимал, что в конце концов останется один, и не испугался этого9.
1 И лучше подождать, пока краснота не уйдет со всей поверхности неба в том месте, где садится солнце.
2 По истечении 72-х минут после заката (в обычный день и т.д.) нет сомнения, что наступила ночь.
3 А по мнению МБ, правильно следовать этому мнению, но только после выхода звезд.
4 Отрывок «Слушай, Израиль…» и: «И будет, если послушаете…» обязан прочесть. А трепещущий перед Небесами прочтет также отрывок: «И сказал…».
5 Параграфы 1 и 3 говорят про общину, которая молится Минху после Плаг Минха, а вечернюю молитву — до наступления ее времени. И им разрешили это, чтобы не утруждать их. Но пусть каждый человек старается читать вечернюю молитву вовремя. Если же человек может найти только такой миньян, который молится раньше времени, пусть молится с ними, но при условии, что в этот день он прочел Минху до Плаг Минха. (Читая «Шма», пусть имеет в виду не выполнять этим чтением заповедь читать «Шма». И обычай людей, тщательно выполняющих связанные с молитвой заповеди, в этом случае молиться с общиной только «Шмонэ Эсрэ», а «Шма» с благословениями читать потом, когда приходит время). Некоторые говорят, что предпочтительнее молиться в одиночку, чем с миньяном раньше времени.
5* Фрукты, или даже хлеб, если его съели меньше ке-бейца, разрешается.
6 А по мнению МБ, заниматься Торой можно до выхода звезд. Некоторые же склоняются к тому, что и работать разрешено до этого времени.
7 Если же он был принужден внешними обстоятельствами — читает «Шма» с благословениями — кроме благословения «Дай нам с миром отойти ко сну…» — до появления луча солнца. «Шмонэ Эсрэ» же молиться не следует. (И см. «Шаар а-Цийун»).
8 По мнению МБ, следует произнести без завершения.
9 Но, тем не менее, желающий проявить качество праведности должен подождать.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?