Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Молитва, Маарив
1. Время чтения «Шма» в вечерней молитве начинается с появления на небе трех маленьких звезд1. Если же день пасмурный, не следует начинать молитву, пока не исчезнет из сердца всякое сомнение, наступила ли уже ночь2. А в наши дни установился обычай читать вечернюю молитву сразу после Минхи, хотя ночь еще и не наступила, чтобы не утруждать общину, заставляя ее собираться вторично. Но нельзя начинать вечернюю молитву до Плаг Минха, поскольку в этом случае обязанность прочесть вечернюю молитву не считается выполненной.
Счастлив тот, кто читает вечернюю молитву в миньяне ночью, а между Минхой и вечерней молитвой изучает Тору, связывая день и ночь изучением Торы, ибо это очень важно. И в любом случае подобает всякому, кто трепещет перед Небесами, если он молился в миньяне до наступления ночи, не начинать есть, пока не наступит ночь, а дождаться3 выхода звезд и сразу после этого прочесть все три отрывка «Шма»4.
А молящемуся в одиночку запрещено начинать вечернюю молитву до выхода звезд5.
2. Если человек может сам решать, когда ему начать молиться, следует начать вечернюю молитву немедленно после выхода звезд. И запрещено начинать есть5* или заниматься чем бы то ни было, даже изучением Торы, за полчаса до выхода звезд, как и до Минха Ктана (и см. выше, глава 69, параграф 3)6. А если у него совсем нет времени, как, например, если он занимается Торой в группе, в любом случае пусть не откладывает вечернюю молитву до полуночи. Но если он пропустил и полночь, может выполнить обязанность читать вечернюю молитву все время, пока не появится свет зари7.
3. Если человек пришел в синагогу на вечернюю молитву и обнаружил, что община собирается читать «Шмонэ Эсрэ», даже если ночь еще не наступила, но Плаг Минха уже прошел — пусть молится вместе с общиной «Шмонэ Эсрэ», а потом, когда наступит ночь, прочтет «Шма» с благословениями.
Если же община находятся в процессе чтения «Шма» и у вошедшего есть время до начала общественной «Шмонэ Эсрэ» прочесть «Шма» с благословениями до «…хранящий народ Свой, Израиль, вечно», — пусть так и сделает, пропустив «Благословен Г-сподь вовеки…», а после молитвы этого благословения читать уже не нужно8.
Если же он еще не молился Минху, пусть прочтет «Шмонэ Эсрэ» Минхи в то время, пока община читает «Шма» с благословениями, и подождет немного, но по меньшей мере столько, сколько необходимо для прохождения четырех ама, а после этого пусть прочтет вместе с общиной «Шмонэ Эсрэ» вечерней молитвы. Когда же наступит ночь, пусть прочтет «Шма» с благословениями.
4. Отрывок от слов: «Благословен Г-сподь вовеки…» до слов: «Да увидят наши глаза…» следует прочесть сидя. И запрещается прерываться от слов: «И Он, милосердный…» до конца «Шмонэ Эсрэ». А объявления служки: «читаем Яале ве-Яво!» и «читаем Росу и дождь!» не считаются прерыванием, поскольку необходимы для молитвы.
5. Если в синагоге после наступления ночи остался один человек, молящийся вечернюю молитву, его товарищ обязан подождать, пока он молится, чтобы тот не стал волноваться и не запутался. Если же он начал вечернюю молитву так поздно, что явно не мог закончить ее вместе с общиной — нет необходимости ждать его, поскольку совершенно очевидно, что, уже начиная молитву, он понимал, что в конце концов останется один, и не испугался этого9.
1 И лучше подождать, пока краснота не уйдет со всей поверхности неба в том месте, где садится солнце.
2 По истечении 72-х минут после заката (в обычный день и т.д.) нет сомнения, что наступила ночь.
3 А по мнению МБ, правильно следовать этому мнению, но только после выхода звезд.
4 Отрывок «Слушай, Израиль…» и: «И будет, если послушаете…» обязан прочесть. А трепещущий перед Небесами прочтет также отрывок: «И сказал…».
5 Параграфы 1 и 3 говорят про общину, которая молится Минху после Плаг Минха, а вечернюю молитву — до наступления ее времени. И им разрешили это, чтобы не утруждать их. Но пусть каждый человек старается читать вечернюю молитву вовремя. Если же человек может найти только такой миньян, который молится раньше времени, пусть молится с ними, но при условии, что в этот день он прочел Минху до Плаг Минха. (Читая «Шма», пусть имеет в виду не выполнять этим чтением заповедь читать «Шма». И обычай людей, тщательно выполняющих связанные с молитвой заповеди, в этом случае молиться с общиной только «Шмонэ Эсрэ», а «Шма» с благословениями читать потом, когда приходит время). Некоторые говорят, что предпочтительнее молиться в одиночку, чем с миньяном раньше времени.
5* Фрукты, или даже хлеб, если его съели меньше ке-бейца, разрешается.
6 А по мнению МБ, заниматься Торой можно до выхода звезд. Некоторые же склоняются к тому, что и работать разрешено до этого времени.
7 Если же он был принужден внешними обстоятельствами — читает «Шма» с благословениями — кроме благословения «Дай нам с миром отойти ко сну…» — до появления луча солнца. «Шмонэ Эсрэ» же молиться не следует. (И см. «Шаар а-Цийун»).
8 По мнению МБ, следует произнести без завершения.
9 Но, тем не менее, желающий проявить качество праведности должен подождать.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»