Из цикла «Секреты еврейской женственности», темы: Раввин, Еврейская женщина, Муж и Жена, Интимные отношения, Законы семейной чистоты, Теила Абрамов
«Голова его — чистое золото, черные кудри вьются, как у ворона» (Шир Аширим 5:11). Наши мудрецы, отметив, что на иврите слово «ворон» орев, похоже на слово — арев, приятный, приводят такой комментарий на указанный стих: есть некоторые разделы в Торе, например, законы о ниде, которые могут показаться слишком неприглядными (как, например, черный ворон), чтобы изучать их публично. Однако Ашем утверждает: «Для Меня они так же драгоценны, как чистое золото».
Законы ниды требуют от нас знакомства с некоторыми интимными особенностями строения нашего тела. Конечно, для многих мысль о том, что такие подробности должны обсуждаться публично, может быть неприятной. Тем не менее, их обсуждение и изучение очень важны, так как только они дают возможность правильно выполнять законы.
Что такое законы ниды?
Тора утверждает, что женщина в период менструации становится тмеа, ритуально нечистой, и запрещает мужу интимную близость с ней (Ваикра 18:19—24). Наказанием за нарушение этого запрета является карет. Такое же наказание ожидает человека, не совершившего обряд обрезания, или человека, нарушающего пост в Йом-Кипур.
Тума — ритуальная нечистота, таара — ритуальная чистота, оба эти понятия относятся к духовной сфере. Рамбам пишет: «Очевидно, что законы ритуальной чистоты и нечистоты относятся к таким установлениям Торы, которые не могут быть поняты человеческим разумом». Их нельзя приравнять к обычным понятиям чистоты и нечистоты.
Прежде чем окунуться в микву, женщина тщательно моется, но от этого она не становится ритуально чистой. Чтобы стать ритуально чистой, она должна погрузиться в воды миквы. Первосвященник Иерусалимского Храма тоже должен был пять раз погрузиться в микву в Йом-Кипур. И конечно же, эти погружения были необходимы не для того, чтобы смыть обычную грязь.
Законы таарат амишпаха полностью соответствуют физическим, эмоциональным, духовным и психологическим особенностям женщины.
Когда женщина оказывается в статусе ниды?
Любая женщина (включая период беременности, кормления или по завершении климакса), обнаружившая выделение крови из матки, оказывается в статусе ниды. В этом случае не важно, когда обнаружено выделение — в обычный период менструации или нет. Маточное кровотечение в результате родов или гинекологического осмотра также делает женщину нида. То же относится и к гименальному кровотечению (в результате повреждения девственной плевы).
Каждая женщина должна быть хорошо знакома с этими законами, чтобы обладать достаточными знаниями для определения — является ли она нидой. Ашем возложил ответственность за соблюдение законов таарат амишпаха на женщину. Она сама должна определить, когда становится нидой.
В большинстве случаев женщина может и должна обратиться за советом к сведущему раву. Помимо приобретения алахических знаний, беседы с равом помогут развитию восприимчивости, необходимой при рассмотрении тонких и интимных вопросов. У каждой женщины должен быть рав, с которым ей удобно проконсультироваться, если возникает какой-нибудь вопрос.
Как определить состояние ниды?
Закон Торы различает два типа выделений:
1. маре — выделение, сопровождаемое особым физическим ощущением;
2. кэтем — пятно (следы выделений), появлению которого не предшествовали никакие ощущения. (Множ. число — кетамим, пятна.)
Маре всегда делает женщину нидой. Даже крошечная капелька крови из матки приводит женщину в это состояние. В случае кетамим, напротив, жесткой определенности нет. Пятно необходимо показать раву, который решит вопрос в соответствии с критериями, изложенными ниже.
Очень важно знать: кровь, обнаруженная в процессе внутренней проверки, называемой бдика, приравнивается к маре.
Наши мудрецы установили два критерия для определения термина «физическое ощущение»:
1. ощущение раскрытия матки (в наше время очень немногие женщины в состоянии фиксировать это ощущение);
2. ощущение жидкого выделения из влагалища.
Женщина, испытавшая одно из этих ощущений, должна, по возможности, сразу же проверить себя (с помощью специальной салфетки), чтобы установить, было ли ощущение связано с маточным кровотечением или нет, т.е. сделать бдику (как это делается объяснено в гл. 5.).
Если обнаружена кровь, женщина становится нидой. Если же обнаружено выделение, по цвету которого ясно, что это не кровь (см. ниже), женщина — теора. Если не обнаружено никакого выделения, женщине следует обратиться к раву. Подобную проверку не должны делать женщины, со сроком беременности более трех месяцев, не имеющие менструации во время кормления грудью, а также женщины, у которых наступил климакс.
Женщина, часто испытывающая бескровные маточные выделения, может не делать регулярных внутренних проверок, если выполнит следующую процедуру.
Необходимо после таких случаев в течение трех раз подряд, т.е. каждый раз после таких ощущений, сделать бдику. Если будут обнаружены выделения, не содержащие кровь, женщина может быть уверена, что эти ощущения не обязательно связаны с началом менструации. Эта процедура помогает женщине установить, что у нее выделения обычно не содержат крови, а следовательно, она не обязана проверять наличие маточного кровотечения после такого ощущения, если только оно не приходится на тот день, в который у нее может начаться менструация.
Определение природы выделений
Любое выделение не белого, не голубого и не зеленого цвета может сделать женщину нидой. В случае обнаружения выделений непонятных оттенков женщина для определения своего статуса должна проконсультироваться с равом. Консультация с мужем или подругой недостаточна, даже если они сведущи в этих вопросах.
Обнаружение пятен
Женщина может обнаружить кэшем (пятно) сомнительного цвета, напоминающего кровь, не испытав ощущений, связанных с обычным выделением. В результате она может стать нидой. В таком случае требуется консультация рава, и крайне желательно получить эту консультацию в тот же день, без задержки.
Следующие факторы имеют большое значение и могут облегчить раввину решение вопроса:
1. Где был обнаружен кэшем: на теле женщины (где именно?), на ее одежде (где? была ли одежда белой или цветной? на нижнем белье или на верхней одежде?), на постельном белье (белое оно или цветное?).
2. Цвет пятна.
3. Чистота места, где было обнаружено пятно.
4. Вероятность возникновения пятна в результате воздействия внешних факторов (например: лечение носового кровотечения у ребенка; укус насекомого; приготовление пищи из продуктов красного цвета).
5. Размер пятна.
Женщина может стать нидой из-за пятна, если оно было размером с круг диаметром примерно в 2 см (американская 10-центовая монета или израильский телефонный жетон). Однако редко можно обнаружить пятно идеально круглой формы. Существуют конкретные правила определения размера пятен разной формы, которые касаются также случаев обнаружения в одном месте небольших по размеру пятен, — все эти правила известны компетентным равам и только они могут определить статус женщины.
Следует еще раз подчеркнуть, что сказанное выше относится к пятнам, обнаруженным на теле или одежде при отсутствии каких-либо ощущений, сопровождающих выделение из влагалища. В случае же обнаружения пятна на той ткани, с помощью которой производится бдика (см. гл. 5), применяются более жесткие правила: даже крошечное пятно крови может сделать женщину нидой.
Общие правила, касающиеся пятен
1. Не делайте внутренней проверки после обнаружения пятна без указания раввина.
2. Имеет смысл носить цветное белье в период чистоты, таара. Это сокращает вероятность того, что любое обнаруженное пятно сделает женщину нидой.
3. Не осматривайте туалетную бумагу после ее употребления.
4. Пятна не считаются фактором, влияющим на определение онот (см. гл. 10). (Она — период, во время которого женщина ожидает начала менструации.)
Гинекологическое обследование
Маточное кровотечение, начавшееся в результате гинекологического обследования, делает женщину нида. Более того, в некоторых случаях такое обследование может сделать женщину нидой, даже если кровотечение не наблюдается. Конкретно вопрос может быть решен только раввином. Однако для определения статуса точные сведения о характере обследования всегда могут помочь в значительной степени и женщине и раввину. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. Гинекологическое обследование лучше всего проводить тогда, когда женщина нида и до эфсек таара, проверки, подтверждающей окончание менструации (см. гл. 5).
2. Заранее поинтересуйтесь характером и степенью необходимости предстоящего обследования.
3. После обследования получите детальную информацию о его характере. Если обнаружена ранка, необходимо выяснить ее точное местонахождение.
4. Ручное обследование, не сопровождающееся раскрытием матки, не делает женщину нидой. Обследование, проводимое с помощью некоторых инструментов, может вызвать раскрытие матки и сделать женщину нидой. Чтобы решить вопрос в этом случае, рав должен знать, какие инструменты были использованы во время обследования.
5. Само собой разумеется, не следует полагаться на мнение гинеколога, не подтвержденное равом, в вопросах определения статуса ниды.
К ситуациям, которые требуют консультации как с гинекологом, так и с равом, относятся следующие:
а) обнаружение крови в моче;
б) воспаление в области влагалища;
в) эрозия шейки матки и другие внутренние кровотечения;
г) кровотечение и обнаружение пятен в период между менструациями.
Роль рава
Эта история произошла в маленьком еврейском местечке в Восточной Европе. Местный рав занимался в синагоге с учениками. Урок был в самом разгаре, как вдруг в дверь постучали. Рав попросил посетителя войти. Вошла женщина — и сразу же сообщила, что хочет узнать мнение рава по одному сложному вопросу.
Рав кивнул в знак согласия, и женщина начала свой рассказ: Все ученики внимательно слушали, желая узнать, в чем заключается сложный вопрос и как ответит на него их учитель.
— Уважаемый ребе, — начала женщина, — откашеровав и приготовив курицу на субботу, я поставила ее на подоконник, чтобы она немного остыла, и уже собиралась печь кугель, как заметила, что одна из костей курицы сломана таким образом, что курица могла быть трефа (негодная к употреблению). Я уже собиралась нести ее к вам на проверку, как вдруг…
Женщина остановилась, чтобы перевести дыхание, и оглядела своих внимательных слушателей. В глазах ее было видно отчаяние.
— Ее увидел мой кот! Он бросился на нее и я не успела моргнуть глазом, как он ее съел!
Рав терпеливо ждал, когда же, наконец, он услышит вопрос, с которым женщина к нему пришла, но она была слишком расстроена, чтобы продолжать.
— Каков же твой вопрос, достойная женщина? —спросил он спокойно.
— Ах, достопочтенный ребе, — не переставая плакать сказала она. — Я только что дала коту миску молока! А теперь он съел курицу. Что же мне делать? Можно ли по-прежнему держать его для ловли мышей в моем кашерном доме?
Ученики с трудом сдерживали смех. Однако их учитель продолжал сидеть с серьезным лицом, как-будто он о чемто напряженно думал. Затем он углубился в книги, делая вид, что тщательно исследует вопрос. Он брал книгу за книгой, листал страницы туда и обратно. Видно было, что он занимается очень важной проблемой. Более того, перерыв все на столе, он неожиданно встал на табуретку и достал толстую книгу с верхней полки. Наморщив лоб, он принялся торопливо листать ее, делая вид, что ищет какую-то главу. И вот, когда через несколько минут результаты «исследования», казалось, удовлетворили его, он повернулся к женщине.
— Достойная женщина, — сказал он внушительным голосом. — Ваш кот должен считаться трефа. Однако вы можете продолжать использовать его для ловли мышей. Позвольте мне посоветовать вам впредь студить готовую курицу в недосягаемом для него месте, с тем, чтобы не терпеть убытков.
Вполне успокоенная, женщина поблагодарила рава и ушла.
Ученики, было, начали хихикать, но сдержались, так как увидели, что лицо их учителя по-прежнему серьезно и сосредоточено. Один из учеников почтительно спросил рава, почему он столь внимательно отнесся к такому глупому .вопросу.
— Если бы я сказал этой женщине, что она пришла с несерьезным вопросом, она почувствовала бы себя неловко и, весьма вероятло, больше никогда бы не пришла за советом — даже по важному поводу. Мне хотелось показать ей, что ее история заслуживает внимания. И, как видите, она ушла довольная. Так что, скорее всего, она придет еще, если в будущем у нее возникнут новые «вопросы».
Эта история учит чуткому и внимательному отношению к любой теме, любому вопросу. Каждый рав должен обладать такой способностью в дополнение к знанию законов. Это особенно важно в вопросах таарат амишпаха, ибо здесь необходима предельная деликатность. Некоторые вопросы, которые он задает, могут вызвать смущение или показаться излишне интимными, но чем разговор с равом отличается от разговора с гинекологом? Каждая женщина испытывает неприятные чувства, когда ей нужно обратиться к гинекологу, — но она все же идет на прием, так как понимает, что это касается ее здоровья, и гинеколог — это профессионал, который может ей помочь.
В еще большей степени это относится к визиту к раву. Он заботится о нашем духовном благополучии и задает вопросы с единственной целью — установить факты, с тем чтобы быть нам полезным. Мысль о том, что мудрый человек, искушенный в служении Всевышнему и стремящийся помочь ближним, готов уделить нам время и внимание, должна быть источником нашей уверенности. Поэтому колебания и стыдливость неуместны, когда речь идет о беседе с равом. Более того, мы должны стремиться к точности в изложении, сообщая всю необходимую информацию.
В этой связи следует помнить еще об одном обстоятельстве. Рав ориентирован на то, чтобы помочь женщине сохранить состояние ритуальной чистоты и не объявлять ее нидой. Существует требование строго и тщательно придерживаться законов ниды, но нет необходимости в строгости, превышающей требования Торы.
Для женщины пребывание время от времени в статусе ниды — неизбежная реальность. Однако у этого статуса есть и свои специфические преимущества. Он защищает женщину физически и эмоционально, дает ей время для самовосстановления. Тем не менее, Тора стремится, по возможности, сохранить за женщиной статус таара, и тем самым ощущение полноты бытия, духовного и физического, которое с этим статусом связано.
Рав располагает знаниями, позволяющими определить, когда строгость необходима и когда — неуместна. Надо всецело полагаться на его решения и понимать, что он стремится прийти к алахическому решению, которое соответствует нашим интересам и учитывает процессы, происходящие в нашем теле. Правильное с нашей стороны отношение может очень помочь ему в этом.
Консультация у рава — обязанность и преимущество
1. Только рав может определить характер пятен непонятного цвета.
2. Рав может быть полезен, когда возникают вопросы, связанные с невозможностью забеременеть.
3. Рав может дать совет женщине, которая испытывает затруднения при проведении бдикот.
4. Рав может дать точный и исчерпывающий, основанный на Торе, совет в случае возникновения супружеских проблем.
5. Воздержаться от консультации у рава — не значит проявить скромность. Как раз наоборот, ни в коем случае не стоит стесняться обратиться к раву.
6. Обращаясь за советом к раву, женщина должна четко изложить свой вопрос и представить всю необходимую информацию.
Информация, которой нужно располагать, обращаясь к раву
В какой день менструального цикла женщина обнаружила выделение? Была ли она до этого в статусе теора? В какой день ожидалось начало менструации? Было ли выделение обнаружено после эфсек таара (см. гл. 5)? Обнаружено ли оно на салфетке, которой делалась бдика или на салфетке, которую использовали для мох дахук (см. гл. 5)? Каковы были размеры пятна? Имелось ли в наличии одно из следующих обстоятельств: беременность, кормление грудью, роды, гинекологическое обследование, проблемы гинекологического характера, проблемы, связанные с неспособностью к деторождению? Не возник ли вопрос после неправильно проведенной бдики и была ли салфетка для бдики чистой до проверки? Если выделение было на одежде, то важно — из какого она материала (синтетического или натурального)? Было ли у женщины ощущение выделения или истечения из влагалища? Невеста она или недавно замужем? Было ли пятно обнаружено после полового акта или после мочеиспускания и через какое время? Страдает ли она геморроем?
Если возникло сомнение и есть подозрение, что женщина стала нидой, она должна воздержаться от близости с мужем, пока не выяснит у рава, каков ее статус. Само собой разумеется, ни в коем случае нельзя относиться к проблеме легкомысленно и считать себя теора без должного алахического основания. Но не следует впадать и в противоположную крайность и считать себя нидой, с тем, чтобы избежать «неудобства» от обращения к раву.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.