Из цикла «История еврейского народа», темы: Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Диаспора, Рим
Еще до разрушения Второго Храма евреи жили почти во всех частях гигантской Римской империи. В 3845 (85) году один греческий географ писал: «Трудно найти в мире такое место, где бы не было представителей этого племени». Большие еврейские общины существовали во многих городах Сирии и Малой Азии (Анатолии). Во времена Шимона бен Шетаха римскую еврейскую общину возглавлял Тодий. Римский политик и оратор Цицерон говорил, что среди его слушателей было множество евреев. В одной из своих речей он упомянул итальянских евреев, «направлявших многочисленные дары в Иерусалимский Храм».
Большинство римских евреев селились в особом квартале города и заметно отличались от прочих его жителей образом жизни. Римляне не понимали, почему евреи не участвуют вместе с ними в празднествах, посвященных местным божествам. Были также писатели, возбуждавшие ненависть народа к евреям. Все это пропитывало общество антисемитскими настроениями. И вместе с тем многих представителей римской аристократии привлекали моральные нормы иудаизма.
Война в Иудее не изменила положение евреев Римской империи, они видели в этой войне подавление восстания в одной из римских провинций. Поэтому разбросанные по безграничным просторам империи евреи могли продолжать жить по своим законам.
«Милость совершил Г-сподь народу Израиля, рассеяв его среди всех народов». Тысячи евреев бежали из Иудеи в другие страны во время войн, которые вели римляне, и таким образом спаслись от занесенного над ними меча; после войн многие из них попали в разные части Римской империи в качестве пленных, и их братья, проживавшие там, выкупали евреев без всяких препятствий со стороны властей. Они возвращали им свободу и облегчали устройство на новом месте, способствуя выживанию еврейского народа в самых разных странах после разрушения Иерусалима и святого Храма.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?