Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я еврей по национальности! Зачем мне ещё религия?

Темы: Избранность, Религия, Евреи, Национальность, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Я давно пытаюсь понять, чем евреи, по сути, отличаются от других национальностей. С одной стороны, как все, нет никакой разницы, а с другой, — не как все. Загадка. Можете ли вы это прояснить?

Вопрос

Мы евреи по национальности, не пойму, зачем нам религия? Нужно эти понятия друг от друга отделить!

Вопрос

А можно быть русским иудейской веры?

Отвечает рав Ашер Кушнир

Ваши вопросы касаются двух фундаментальных понятий — Нация и Религия. Если попробовать разобраться в них поглубже, то может проясниться целый ряд вопросов и недоумений.

Как формируется народ?

На каком-то этапе истории, некая этническая группа выделялась из окружающей среды и постепенно, в течение столетий, создавала свои обычаи, верования, культуру, язык и т.д. Это превращало разрозненную группу людей в народ. А впоследствии — то ли они сами продолжали развивать своё верование, превращая его в религию, то ли им насаждалась новая религия, то ли они её сами добровольно принимали, но… при этом они не теряли свои национальные особенности. То есть, в начале происходило утверждение национальное и только потом — религиозное. Поэтому национальность и вероисповедание существуют независимо и могут при этом соединяться в той или иной комбинации. Может быть англичанин-мусульманин, японец-христианин, эскимос-буддист, национальное отдельно, религиозное — отдельно. Поэтому и возникает, на первый взгляд, правомерный вопрос:

А можно ли быть русским иудейской веры?

Ответ — нельзя. Можно быть русским веры христианской, мусульманской и любой другой, но не иудейской. Человек, принявший иудаизм, теряет свою прошлую национальную принадлежность и становится евреем. Почему?

Потому что у евреев понятия национального и религиозного тождественны, неразделимы и не существуют одно без другого. Еврейская национальность связана только с еврейской религией, а еврейская религия — только с еврейской национальностью.

В чём причина этой национальной особенности евреев?

Причина в том, что возникновение евреев как народа и принятие веры произошло не постепенно, с интервалом в сотни лет, как у других наций, а в одно и то же время. Более чем 3320 лет назад разрозненная группа потомков Авраама, Ицхака и Яакова вышла из Египта, чтобы получить Тору на горе Синай. Там, на горе Синай, в один момент они стали и народом, и получили от Творца религиозные предписания — Тору. И в ней вся еврейская культура, традиция, язык и т.д.

В этом состоит и ответ на вопрос:

Мы евреи по национальности. Для чего нам нужна религия?

Как было ранее сказано, понятия религиозного и национального у евреев тождественны, поэтому их невозможно разделить.

Но, тем не менее, каждый из нас может считать, что он еврей по национальности и ему не нужны ни Тора, ни всё еврейское наследие. Но тогда, как ни крутись, со всей остротой встанет непростой и чувствительный вопрос: а в чём он конкретно еврей?

Нам тяжело признаться и даже подумать, что ничего исконно еврейского в нашей жизни нет, и не было. Речь идет даже не о современной молодёжи, которая в своём большинстве лишена малейшего национального признака, а о предыдущих поколениях, отошедших от еврейской жизни, но хранивших сильную национальную идентификацию. То, что у них считалось исконно еврейским: культура идиша, еврейские песни, одежда, еда, увы…, всё это заимствовано в той или иной степени у народов мира, среди которых евреи жили.

Так, где же вся еврейская суть находится?

С момента получения Торы на горе Синай и до наших дней всё оригинально еврейское находится в Торе и только в Торе. И если у народов мира жизнь регулируется их же желаниями и идеями, то у евреев все аспекты жизни устанавливаются Торой и мудрецами Торы. Только Тора определяет основные понятия, от национального признака — кто еврей, до духовного — что есть еврейское. Только из Торы мы знаем, что еврей, который отошёл от еврейской жизни, тоже еврей и более того, любой человек может стать евреем…

Тора не только содержит всю еврейскую культуру, но и, в конечном счете, это единственное что объединяет евреев как народ. Ведь на протяжении последних 2000 лет все национальные атрибуты, характеризующие другие народы, у евреев отсутствовали. Не было ни общей территории, ни совместной истории, ни единого языка, ни общей генеалогии, ни культуры… и только Тора и соблюдение религиозных предписаний невидимо и безмолвно связывали и объединяли их всех.

И только пока где-то учат Тору, еврейский народ может там существовать. А там, где Тору не учат, не живут по ней, как история однозначно подтверждает, — всё еврейское исчезает в течение нескольких поколений. Поэтому, конечно же, «евреев от религии можно отделить», но тем самым придется отделить и понятие «еврейское» от самих евреев!

Читайте: тема Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его