Темы: Разум, Грешник, Душа, Сны, Броха Губерман, Загробный мир, Праведник
Идти по дороге
Человек в этом мире нуждается в обществе.
Об этом говорит Гемара[1]: весь мир создан, чтобы «составить компанию» этому (то есть Адаму). Следовательно,человек нуждается в сообществе сотворённых.
А Мудрецы отмечают[2]: если человек идёт по дороге без попутчика, то должен заняться Торой. «Идти по дороге» — это жизнь человека в Этом Мире.[3] Тора же — прообразТворения и отражение всех созданий[4].Занимаясь Торой, человек получает в спутники всё Мироздание.
Существование в этом мире недаром уподобляется «движению по дороге». Это движение, это преодоление пути — ни что иное, как работа, которую Гемара[5]называет работой по соблюдению заповедей. Вся жизнь — это непрерывный труд.Потому-то в Талмуде день смерти называется «отдохновением души», ибо только с её приходом человек «отдыхает от трудов».
Человек для труда рождён, и потому указывается в Йерушалми[6]: «Сказал раби Хия: во все дни моей жизни я не мог сосредоточиться (в молитве)…из-за забот…» — ибо жизнь — тяжкий труд — мешает сосредоточению. Достичь нужного настроя в полной мере в этом мире невозможно.
Только Шабат, называемый подобием Грядущего Мира, является днём Покоя, как сказано[7]: «Лишь тот, кто трудился в Канун Субботы — будет вкушать в Субботу, кто же пренебрёг хлопотами загодя, в Субботу что станет есть?»
Разум и желание
Две силы управляют человеком: разум и желание. Не это ли имеет в виду Йерушалми[8]: «Сказал Святой, благословен Он: если дашь мне сердце твоё и глаза твои — Я буду знать, что мой ты…» «Глаза» — это разум. Говорит Гемара[9]: импульсы, заставляющие глаза направлять взгляд, исходят из сердца. Глаза — отражение разума, но главным является сердце, ибо в нём средоточие жизни. Разум плетётся за желанием,подобно сказанному: «подкуп ослепляет глаза мудрых». Желание сбивает с толку разум.
И всё же: «Глаз видит и сердце жаждет» — именно разум рождает желание. Об этом говорится[10]: «Если нет мудрости — нет и страха (перед Всевышним), но если нет страха — нет и мудрости».
Разум и желание связаны, дополняя друг друга.
Сказано[11]: «Отец мой и мать оставили меня…» Родители уподобляются уму и сердцу, и оба «оставили меня»? Почему? Нет мудрости в грехах, так же, как нет и понимания. В вотчине дурного начала нет упоминания о добре, и нет ни разума, ни воли[12].
И всё же, даже тогда: «Всевышний подберёт меня…»[13] — то есть поможет выбраться (из тупика, в который человек загнал сам себя). И это касается даже самых последних поколений, (похожих на человека, встреченного раби Элазаром бен Шимоном), как приведено в Гемаре[14], «скажи Мастеру,сделавшему меня: как безобразен сосуд этот, который Ты вылепил…» Святой, благословен Он — тот самый Мастер, который, сделав нас без разума, без сердечного понимания и желания, — «подберёт» нас, то есть соберёт нас, отдалённых, что, по сути, для нашего спасения является главным.»Собери разбросанное наше…» — то есть, все потерянные частички души, все разрозненные её части. Когда они все вернутся к человеку — (только) тогда он — праведник и спасён.
Смешение душ
Во сне возможна замена души. Так объясняют Мудрецы мидраш «Шохар Тов», где говорится, что (как правило) Всевышний, не перемешивает души, данные Им в залог человеку, но в принципе это возможно.Однако, это касается лишь тех, кто сам, добровольно, вручает Ему душу. Те же, кто видят во всём случай и уверены, что мир живёт по «естественным» законам, подвергаются опасности замены души.
Сказано в Гемаре[15]: «Сон — одна шестидесятая часть смерти». И ещё сказано[16], что после смерти у каждого человека — два «владения»: в Ган Эдэне и Геиноме. Праведник меняет свою долю со злодеем: берёт себе его часть в Ган Эдэне и отдаёт свой «надел» в Геиноме.
Подобным образом может произойти и во сне: праведная часть души злодея примешивается к душе достойного человека, а злодею, в свою очередь, приходится вместить в себя дурное из души ближнего. Недаром сказано[17]: «Сон злодея — приятен и ему самому, и всему миру.» Обратная картина с праведниками: даже получив от негодяя лучшее, что есть у того в душе, тем не менее, даже это лучшее приправлено укоренённым злом, которое праведнику приходится извлекать из себя и изживать, а то и подвергаться «очистительным процедурам» в виде несчастий. Потому и сказано: плохо от этого обмена и самому праведнику, и всему миру. Действенное средство против перемешивания душ во сне (как для праведника, так и для злодея) — прочтение молитвы «Шма» перед сном.
[1] Брахот,6:
[2] Ирувин,54.
[3] Сота,21.
[4] Берешит Рабо,1
[5] Брахот,1.
[6]Йерусалимский Талмуд, Брахот, раздел 2,алаха4
[7] Авода Зара,3.
[8] Брахот, конец первого раздела (9: )
[9] Авода Зара,28:
[10] Авот, третий раздел.
[11] Теилим,27
[12]Недорим,32:
[13] Теилим,27
[14] Таанит,
[15] Брахот,57:
[16] Хагига,15.
[17] Санедрин,71:
из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.