В синагоге, куда приходили многие евреи, соблюдающие далеко не все заповеди Торы, сразу же после молитвы Неила[1] было объявлено, что молитва Коль Нидрей[2] в следующий Йом Кипур[3] начнется ровно в шесть вечера. Многие прихожане удивились, почему такое объявление делается почти за год до Йом Кипура.
Габай синагоги ответил им:
— Чему вы удивляетесь! Многие из тех, кто сейчас находится здесь, не появятся в синагоге до следующего года. Должны же они знать, когда приходить!
Богатство и бедность
Однажды раввин во время урока в синагоге рассказывал о грядущем мире. Среди всего прочего он упомянул и высказывание мудрецов, в котором сказано, что грядущий мир является противоположностью этого мира. Тот, кто богат сейчас, будет беден в будущем мире, и, наоборот, кто беден в этом мире, будет богат в грядущем…
После урока к раву подошел один из прихожан и сказал:
— В соответствии с тем, что вы сказали, меня ожидает завидная доля в будущем мире, так как здесь я бедняк. Если так, то дайте мне сейчас взаймы 1000 рублей, а в будущем мире я верну вам эти деньги!
— Что ты будешь делать с этой суммой? — улыбнулся раввин.
— Куплю товар и займусь бизнесом!
— И ты собираешься заработать на этом много денег?
— Конечно! Целая тысяча, несомненно, принесет большой доход!
— Если так, то получится, что ты разбогатеешь, а значит, в грядущем мире будешь уже бедняком и не сможешь расплатиться со мной…
Приглашение
Рабби Исроэль Салант повторял:
— Я очень часто видел, как проходящего мимо синагоги еврея зовут принять участие в молитве:
— Заходите! Присоединяйтесь к нам!
Но ни разу за всю свою жизнь я не слышал, чтобы во время застолья люди стучали в окно и созывали бы проходящих по улице:
— Трапеза, трапеза, присоединяйся к нам!
Путешествие
Как-то раз хасид решил съездить в соседнее местечко к ребе. Он нанял извозчика, которому пообещал заплатить три рубля за то, что тот отвезет его.
Они поехали. Сразу за деревней дорога пошла круто вверх. Извозчик обратился к пассажиру с просьбой:
— Слушай, лошадь старая, еле идет, не дотащит она повозку доверху. Давай пойдем в горку пешком.
Тот согласился.
Только дошли доверху, извозчик говорит:
— Ехать вниз опасно, лошадь понесет, ногу сломает, как я зарабатывать буду?
И на этот раз пассажир согласился. Они пошли пешком и дальше. После спуска извозчик снова просит:
— Смотри, вон уже и деревня, а мне еще назад возвращаться. Зачем лошадь мучать? Дойдем!Так они и дошли до местечка, где жил ребе. Прощаясь, «пассажир» вытащил три рубля, передал их извозчику и сказал:
— Вот твои деньги, только ответь мне на один вопрос. Зачем я в деревню ехал, я знаю. Мне нужно к ребе. Зачем ты туда ехал, я тоже знаю. Тебе нужны деньги. Но зачем мы с собой еще и лошадь тащили?!
[1] Неила — завершающая молитва Йом Кипура
[2] Коль Нидрей — первая молитва Йом Кипура
[3] Йом Кипур — День искупления
из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»