Из цикла «Йога и Идолопоклонство», темы: Екатерина Орехова, Йога, Идолопоклонство, Забота о здоровье
Изначально йога — это путь физического и духовного самосовершенствования. И в классическом виде физическое совершенствование здесь вовсе не главное, а лишь начальная ступень по пути к духовному совершенствованию. И еврею, решившему заняться йогой, следует это понимать. Давайте проясним ситуацию.
Во-первых, евреям дан четко прописанный, заповеданный способ духовного развития, есть доступные учителя. При наличии всего этого совершенно неразумно искать альтернативные, не совсем понятные и недоступные (в глубины индийского учения вас вряд ли на территории России и СНГ кто-нибудь посвятит) пути.
Во-вторых, предлагаемый йогой способ духовного совершенствования связан на различных стадиях с пением мантр (внимание, мантра — это обращение к «божествам третьего мира», как выражаются сами приверженцы этой традиции, а не просто «вибрация звука, гармонизирующая все вокруг», как это обычно пытаются нам, европейцам, преподнести), визуализацией различных божеств, и т.д., то есть представляет собой типичное идолопоклонство, запрещенное любому еврею Торой (да и навряд ли подобные процедуры вообще близки европейскому уму). Да, скажете вы, это же все не касается йога центров здесь, в России, в Москве, где можно просто позаниматься йога-физкультурой. Действительно, в той мере, в какой все это затрагивает занимающихся йогой непосредственно под руководством индийского учителя или его ближайших учеников, вас в обычном Московском центре йоги не затронет. Но будьте внимательны, элементы идолопоклонства зачастую присутствуют и здесь: пение/произнесение мантр в начале или конце занятия, статуэтки и картины, изображающие десятируких, двуголовых и других «членов» индийского пантеона, находящиеся в зале, произносимые инструктором на санскрите названия асан, иногда заключающие в себе имена божеств, музыкальное сопровождение, представляющее собой восхваление индийских божеств на санскрите, — все это широко представлено. Это все тоже является идолопоклонством, даже если вы, присутствуя на таком занятии, ничего подобного не подразумеваете.
Значит ли это, что нужно отказаться от занятий йогой вообще? Нет, не значит. Физкультурные аспекты йоги (далее будем словом йога называть именно эти аспекты) очень эффективны для поддержания тела в хорошей форме, улучшения состояния здоровья, а пытаться сохранять свое здоровье еврей обязан. Кроме того, очень хорошо регулярные занятия влияют на здоровье и внешний вид женщин, подробнее об этом в статье «Женщина и йога», что особенно важно для регулярно рожающей женщины (как это принято у евреев), чтобы оставаться привлекательной для мужа. И, в конце концов, в здоровом теле здоровый дух, а значит, занимаясь йогой, вы будете способствовать собственному духовному росту, осуществляя его в рамках еврейской традиции.
Но где же найти такую йогу, чтобы заведомо никакие идолопоклоннические вещи на занятии вам не встретились? К тому же йога для еврейской женщины должна включать еще и соблюдение правил скромности, в связи с чем женщинам нужно заниматься либо индивидуально с женщиной — инструктором, либо в женских группах, где инструктор — тоже женщина. На своих занятиях правильной йогой я учитываю все эти нюансы, поэтому если вам действительно важно духовное развитие, правильная йога для вас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»