Темы: Йога, Идолопоклонство, Сон, Шма Исраэль, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНужно ли мне делать тшуву (раскаиваться) за то, что… перед сном медитирую, успокаиваю ум — пропевая звук «ом», «оум», «аоум»? Т.к. раньше занимался йогой и остался этот метод как эффективный. Я делаю это потому, что помогает расслабить ум, и также, по моему ощущению, активизирует мозг (ощущается голова лучше), проясняет ум (учится на следующий день легче). Также читал какие-то исследования, что если вибрировать этот звук, то это активизирует (гипофиз, гипоталамус, щитовидную железу). Не знаю, насколько авторитетные исследования. Однако, к сожалению, этот звук имеет центральное значение в индуизме, идолопоклонстве ихнем. Даже если попробовать предположить, что заимствовали они от «Омейн». Вхожу ли я в запрет идолопоклонства, и нужно ли мне делать тшуву? Если нет, могу ли я продолжать повторять этот звук, если меня никто не слышит (чтобы не подумали, что человек в кипе — занимается чужеродными авода зара), или я не должен опасаться этого?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Наши мудрецы много говорят о специфике момента отхода ко сну. Зоар (Хаей Сара 121) пишет, что когда люди засыпают, они как бы «чувствуют вкус смерти». Душа человека, когда он спит, поднимается и предстает перед Небесным Судом, где дает отчет за все действия, которые человек совершил в течение дня. Только затем она может вновь вернуться в тело. Поэтому желательно перед отходом ко сну вспомнить и обдумать свои дела за прошедший день и, если необходимо, сделать тшуву (Мишна Брура 239:9). Кроме того, сказано, что на этом пути душу пытаются «перехватить» различные силы нечистоты. Поэтому мудрецы постановили читать перед сном Крият Шма, благословение А-Мапиль и другие стихи Писания, для того чтобы уберечь человека от воздействия этих сил.
Соответственно, если мантры, которые Вы пропеваете, используются в идолопоклонстве, нельзя их произносить даже днем. А тем более перед сном. И хотя это нельзя назвать чистым идолопоклонством, в любом случае получается, что человек пытается искать помощи в другом месте вместо того, чтобы обратиться напрямую к Вс-вышнему. А это больше относиться к области мировоззрения (неверное воззрение и мысли). В любом случае, за неверные мысли также необходимо сделать тшуву (Рамбам, ИльхотТшува).
А что делать перед сном, чтобы помочь организму максимально отдохнуть и настроиться на следующий день? Лучше обратиться к испытанным методам, упомянутым в еврейских источниках. В Геморе (Брахот 5а) приводится мнение, что мудрец Торы не должен говорить Крият Шма перед сном. Потому что мудрец Торы постоянно повторят то, что выучил в течение дня, и эти слова Торы охраняют его. Соответственно, он не нуждается в дополнительной «охране» (Раши, Мааршо). Кроме того, там же в Геморе сказано: тот, кто читает Крият Шма перед сном — как будто держит в руках обоюдоострый меч. Имеется в виду, что чтение Крият Шма помогает человеку как в духовном плане — преодолеть йецер а-ра (дурное начало), так и в физическом — защищает от сил нечистоты. Автор комментария Пнэй Йеошуа объясняет, что необходимо читать Крият Шма бэ-хавана (сосредотачиваясь на смысле слов) — тогда чтение рассматривается как изучение Торы. В любом случае, мы видим, что мысли о Торе перед сном гарантируют человеку спокойный, здоровый сон и чистое сознание на следующий день. Кроме того, рекомендуется отходить ко сну в радости. Это также способствует легкому подъему с утра и чистому сознанию на следующий день (Хозэ ми-Люблин). Если человеку трудно заснуть, он может несколько раз повторить Крият Шма, без первого стиха, или размышлять о словах Торы, как было сказано выше (Мишна Брура 239:7). Быстрому отходу ко сну способствуют также мысли о морских волнах (Орхот Хаим от имени Рэфуа ве-Хаим).
С уважением, Яков Шуб
Читайте обзор по теме Идолопоклонство — Авода зара
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Михаэль Мирлас
Рав Ашер Кушнир
У индусов, буддистов, джайнов и шаманов и без Б-га удивительные достижения?
Рав Бенцион Зильбер
Что такое «тотафот»?
Екатерина Орехова,
из цикла «Йога и Идолопоклонство»
Изначально йога – это путь физического и духовного самосовершенствования. И в классическом виде физическое совершенствование здесь вовсе не главное, а лишь начальная ступень по пути к духовному совершенствованию
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его