Из цикла «Йога и Идолопоклонство», темы: Екатерина Орехова, Йога, Идолопоклонство, Забота о здоровье
Продолжим тему совместимости занятий йогой с духовным развитием в рамках иудаизма (хотя, впрочем, не только в рамках иудаизма, так как известно, что запрет идолопоклонства распространяется на всех сыновей Ноаха, то есть неевреев тоже). В статье «Евреи и йога» уже упоминались основные проблемы, связанные с идолопоклонством, которые подстерегают практикующих йогу. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Итак, уже говорилось о том, что часто в начале и/или конце занятия поется мантра. Бывает, что мантра — это одно или несколько предложений на санкрите, произносимые инструктором, которые либо предлагается по фазам повторять, либо молча слушать (а значит молчаливо соглашаться). Текст таких мантр означает поклонение и благодарность за что-то тому или иному «божеству». В качестве примера могу привести мантры, аштанга-виньяса йоги (направления, приобретающего сейчас все большую популярность, вследствие своей высокой эффективности с физкультурной точки зрения, вследствие чего все большее количество человек, ничего не подозревая, дважды за занятие утверждают, что поклоняются определенным «божествам», и, к тому же, заявляют, что древние преподаватели того, что мы привыкли воспринимать просто как физические упражнения, тоже являются «богами»). Сам текст читается на санскрите, перевод и пояснения в России известны от русскоязычных преподавателей, получивших авторизацию от индийских держателей данной традиции.
На занятиях, проводимых в свободном стиле, гораздо чаще вы встретите мантры, представляющие собой всего один-два слога, но не обольщайтесь, именно это и является обращением к сущностям, которые в классических индийских школах йоги называют божествами. Внимание, тот звук, который наиболее часто пропевают на занятиях, не просто что-то там гармонизирует, он обозначает трех главных индийских «божеств», и одновременно утверждает, что, якобы, одно из этих божеств создало мир, другое поддерживает его, третье — когда-нибудь разрушит. Таким образом, вся «гармония» этого звука заключена в типичнейшем идолопоклонстве, которое в наши дни редко где еще можно найти. И не дай Б-г нам участвовать в этом, поэтому будьте бдительны при выборе инструктора йоги и занятия, на которое идете.
Теперь хочу затронуть еще один важный момент, о котором раньше не говорилось. В йоге имеются (и очень часто применяются на занятиях) последовательности движений, которые сами по себе представляют акт поклонения идолам. Это, так называемые, «приветствие солнцу» (сурья намаскар на санскрите) и «приветствие луне» (чандра намаскар). В классическом виде эти последовательности выполняются по несколько раз, после каждой серии читается мантра, восхваляющая упомянутые сущности. На занятиях в России мантры между сериями никто не использует, но последовательность поз остается прежней, и суть, заключенная в ней, тоже не меняется.
Вывод: йога, которой обычно занимаются люди в спортзалах и йога-центрах России, Европы и Америки, таит в себе очень много опасностей для человека с духовной точки зрения, и, поверьте, даже большинство инструкторов не догадываются об этом. Только инструктор, хорошо разбирающийся в этих вопросах, сможет провести занятие кошерной йогой, не затрагивая никаких аспектов идолопоклонства.
После всего прочитанного может возникнуть вопрос «так может и не надо вообще заниматься йогой, от греха подальше?». Если доступных преподавателей, учитывающих все вышеописанное нет, то, конечно, не надо, так как на подавляющем большинстве занятий как минимум либо мантры поют, либо солнцу поклоняются, а чаще всего и то, и другое делают. Но нужно учитывать, что никакой другой тип физической активности так быстро и эффективно не приводит тело в порядок. У занятий йогой очень велик КПД (за 1,5 часа занятия прорабатываются практически все группы мышц, суставов, связок; идет и силовая, и кардионагрузка, и разноплановая растяжка; влияние оказывается на железы внутренней секреции, пищеварительную систему, а не только на кровеносную и дыхательную, как при обычной кардионагрузке). Поэтому есть смысл поискать инструктора, избегающего традиционного религиозного аспекта йоги, и делающего это грамотно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.