Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Может ли Творец создать настолько тяжёлый камень, что сам не сможет его поднять?

В предыдущей статье было сказано, что Творец, скрыв своё совершенство, дал человеку ощущение индивидуальности, с одной стороны, и возможность восприятия ограниченного и несовершенного мира, с другой. При этом понятия совершенства Творца и несовершенства мира в принципе несовместимы. Однако люди всегда пытались их совместить, что вызывало множество вопросов. Рассмотрим некоторые из них.

Из лекций, прочитанных в колеле «Зихрон Яаков»,

который основал Роланд Исаев

в память об отце Яакове бен Ционе Исаеве.

Начало в № 14—18.

Конечность в бесконечности

Есть известный вопрос, который задавали противники иудаизма во всех поколениях. Они спрашивали:

— Может ли Творец создать настолько тяжёлый камень, что сам не сможет его поднять?

Этот вопрос будто бы противоречит понятию совершенства Творца — одному из основных постулатов еврейской традиции. Так как Создатель, который не может сотворить такой камень, в чём-то ограничен. А если Он все-таки способен создать то, что не может поднять, то такое творение является Его ограничением и опять же говорит о несовершенстве Творца.

Прежде всего, стоит отметить, что Всевышний, создав человека, дал ему возможность задавать и некорректные вопросы. Сама формулировка этого вопроса некорректна и содержит противоречие: претензию ограничить неограниченность, которая при этом сохранила бы свое качество неограниченности.

Кроме того, человеческий разум в принципе не способен постигнуть суть Творца, поскольку постижение разума обязательно требует определения границ. Такой подход применим только к миру творения. Творец же — вне границ, поэтому, говоря о Нем, мудрецы используют понятия бесконечности и полного совершенства, то есть понятия отрицательные, непостижимые для нас, где бесконечность означает отсутствие границ, а совершенство — отсутствие недостаточности и ограниченности. Саму же суть Творца мы не можем определять в принципе. Существует особый запрет делать это, поскольку мышление человека построено так, что сначала он мысленно строит некоторую модель, а потом проверяет ее соответствие действительности. Такой путь по отношению к бесконечности не приближает человека к её пониманию, а приводит всего лишь к замене бесконечности конечной моделью. Это означает замену Творца выдуманным божеством, то есть приводит к язычеству и идолопоклонству, запрещенному Торой.

В вопросе о камне также есть попытка ввести понятия бесконечности и совершенства в некоторые рамки и границы, что неправомерно, поскольку это противоположные и противоречивые понятия. Некорректно оперировать понятиями конечности и границ по отношению к бесконечности и неограниченности. Как, например, неправильно спрашивать, может ли черное быть белым или тяжёлое лёгким и т.д. Ведь черное по определению не белое, а тяжёлое — не лёгкое. В этом и заключается понятие ограниченности, в котором был построен наш мир.

Если же в рамках этого мира тяжелое, например, могло бы превращаться в легкое, это отрицало бы границы и рамки, да и саму возможность существования нашего мира. Но поскольку мы задаём вопросы, уже находясь в этом мире, то следует спрашивать о том, что имеет отношение к этому миру. Когда отсутствует действительность, нет смысла и задавать вопросы — их тоже нет.

В таком случае ответ на поставленный вопрос выглядит следующим образом:

— Творец всемогущ. Он может всё, включая и создание камня, который не может поднять. Но потом в силу своего всемогущества сможет его и поднять.

Причём противоречие, видимое в ответе, является результатом противоречия в вопросе. Тот, кто задаёт вопрос, содержащий внутреннее противоречие, не может ожидать корректного ответа.

Кроме этого, можно предложить более глубокий взгляд на поставленный вопрос. В основе вопроса стоит неправильное представление о совершенстве, в котором предполагается, что действие совершенства всегда совершенное и не может быть несовершенным, а действие бесконечности всегда бесконечно и не может быть конечным, иначе это не совершенство и не бесконечность. То есть совершенство не может сделать несовершенное действие. Но это ошибка, поскольку тогда действительно совершенство ограничено в том, что не может сделать несовершенное действие. На самом деле, как объясняют мудрецы Торы (Рамхаль), Творец абсолютно совершенен и способен на действия ограниченные и несовершенные. Именно об этом Его качестве свидетельствует наш мир — ограниченный и несовершенный.

На что это похоже? Человек очень сильный, желая поднять стакан чая, не прикладывает к этому действию всю свою силу, так как достаточно и малой толики. Также Творец, желая создать ограниченный мир, не использовал для этого качество бесконечности в полную силу, а ограничил своё действие рамками конечного мира. Но если всё-таки спросим, как же это может быть, чтобы совершенство сделало несовершенное действие? Ответ — путём сокрытия.

Действие Творца всегда совершенно. Оно лишь выглядит несовершенным для тех, по отношению к которым направлено сокрытие. Но когда откроется сокрытие и будет видна полная картина, обнаружится, что всё созданное Всевышним — совершенство, и нет ничего несовершенного. Творец может всё! Он способен создать камень, который не может поднять, используя сокрытие. Но потом Всевышний сможет поднять и его, используя свои качества бесконечности и совершенства.

Бесконечность в конечности

Часто задается и ещё один вопрос:

— Если Творец — Совершенство, то почему Он не создал мир совершенным? Например, в книге Рамхаля «Путь Творца» сказано, что цель Творца, создававшего мир — поделиться своим Добром с творениями. Но где же то Добро, которым Всевышний хотел одарить людей? Скорее мы видим противоположную ситуацию. Мир захлёстнут страданиями, бедами и проблемами.

В конце концов, если уж Творец, действительно, хочет одарить человека, каждый может предложить целый список вещей, которые, по его мнению, необходимы для полного счастья: квартира, машина, карьера, высокий заработок и т.д.

Известно, что Творец совершенство, и поэтому Добро, которое он хочет дать человеку, должно быть также совершенным. Например, очень богатый человек хочет помочь бедному. Для решения такой задачи существует несколько путей. Каждый день богач может оплачивать бедняку обед в столовой. Но это небольшая помощь. Каждый месяц он может также выделять ему определенную сумму денег. Можно сделать и ещё больше — дать бедняку хорошую работу. Но каково же максимальное добро, которое богатый способен сделать для бедного? Он может сделать бедного таким же богатым, как он сам, то есть качественно приблизить его к себе.

Творец — совершенство, и поэтому добро, которое он хочет дать человеку, должно быть совершенным. Конечно, Всевышний мог бы удовлетворить все потребности человека, дать ему необходимые материальные блага, но Он хотел дать больше — сделать человека в некотором смысле похожим на себя.

Мы знаем о Творце, что Он хочет давать. Иначе наш мир не был бы сотворен. По всей видимости, это лучшее, что может быть. Поэтому Всевышний хочет предоставить человеку такую же возможность, научив его давать. Только в этом случае люди могут стать похожими на Творца.

Способность давать человек обретает, выполняя заповеди. Заповеди, регулирующие отношения между людьми, обучают его давать человеку. Законы, устанавливающие правила отношений с Творцом, дают ему возможность сделать что-то для Творца. Но с другой стороны, что человек может дать Творцу? Ведь Творец совершенство, Он не испытывает недостатка. Именно поэтому Всевышний скрыл себя и своё совершенство перед человеком, создав мир природы. Законы природы создают у человека ощущение, что мир существует сам по себе. В результате у человека появляется ощущение свободы действия и возможности сделать что-то для Творца.

Важно, что заповеди должны выполняться только ради Всевышнего. Их выполнение не может иметь иной смысл, поскольку только в таком случае человек может исключить из своего действия всякую примесь эгоизма. В любом другом случае сразу появляется объяснение в рамках интересов человека: кашерное полезно для здоровья, законы между людьми необходимы для нормального функционирования общества и т.д. Как Творец даёт человеку без всякой выгоды для себя, поскольку ему ничего не нужно, так человек, выполняя заповеди, жертвует своими личными интересами и выгодой, проявляя себя как существо дающее.

Еврей, отказываясь от некашерной колбасы, как бы отрывает частицу от себя ради Творца. И хотя этим он не даёт Творцу ничего, даже такого поступка достаточно, чтобы сделать человека дающим, и тем самым в некотором смысле похожим на Творца.

Если кто-то из нас получает подарок, то, конечно, пользуется им и ощущает себя его обладателем. Но, в конце концов, он все-таки в чём-то обязан дающему. Однако заработанное собственным трудом полностью принадлежит ему. Ясно, что во втором случае человек получает больше.

Творец хотел дать человеку максимальное добро, поэтому создал условия, при которых тот зарабатывает его своим трудом и становится обладателем добра. В этом смысле человек приближается к Всевышнему, становится похожим на него. Ведь также Творец является Хозяином мира и Добра, которое даёт.

Получается, что выполнение заповедей возможно только в мире сокрытия, где преобладает несовершенство. Если бы мир изначально был создан совершенным, то человек не ощущал бы свободу действия и не имел бы возможности стать похожим на Творца и быть хозяином добра. Чтобы дать совершенное добро необходимо создать несовершенный мир. Действие создания несовершенного мира является действием совершенным и не противоречит понятию совершенства Творца.

Как сказано: «Творец создал мир, чтобы прославилось Имя Его, чтобы проявилось добро Его в мире». Смысл всего — проявить совершенство в несовершенстве, бесконечность в конечности.

из журнала «Мир Торы»


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше