24 июля 2006 года, темы: Война, Добрые дела, Помощь, Единство еврейского народа
В связи с продолжающимися обстрелами Хайфы мы печатаем небольшое интервью с главным раввином Хайфы.
Рав Шаар Йешув а-Коэн,
раввин города Хайфы
«Сила еврейского духа победит»
«В эти тяжёлые дни происходит духовное пробуждение, и даже люди, далёкие от иудаизма, чувствуют потребность приблизиться к нему. В понедельник, когда хоронили погибших под обстрелом (снаряд от «катюши» разорвался в депо железнодорожной станции), было собрано заседание городского совета. Присутствовали министр безопасности, командующий тыловым округом, старшие офицеры армии и полиции. Мэр города Йона Яав попросил меня прочесть главу из Теилим перед началом заседания. Я выбрал главу 120, где есть стихи: «Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэдара…», и далее: «Мирен я, но как заговорю – они к войне». Эти простые слова царя Давида проникали в сердца. Все ощущали это как своё, а ведь там были и люди, которых можно назвать крайне левыми. В тяжкие моменты еврейское пробуждается даже у антирелигиозных евреев.
Как главный раввин города я сообщил сегодня, что, по согласованию с теми, кто отвечает за безопасность, несмотря на то, что все общественные учреждения будут закрыты, синагоги останутся открытыми для людей.
Я чувствую, как людям сейчас необходимо молиться. Вечером, после гибели людей, на аравит (вечернюю молитву) пришло очень много народу, как в праздники. Есть что-то символичное в том факте, что все торговые центры, магазины, центры развлечений закрыты, а открыты лишь синагоги. Это час, когда люди дают оценку своим поступкам, час, когда Всевышний требует от нас раскаяния.
В субботу я попросил раввинов упомянуть те области, где многое следует исправить. Соблюдение субботы: особенно много оскверняют Шабат на Севере Страны. И ещё – всё, что относится к святости народа Израиля и скромности, к запрету разврата. С нами происходит то же, что с ребёнком из притчи Гурского ребе. В эту субботу ребе говорил о маленьком ребёнке, который упорно стремится влезть на опасную лестницу, несмотря на запрет отца. Когда отец видит, что сын не слушается, он бьёт его, чтобы предотвратить опасность. Но когда ребёнок, наконец, влез и упал оттуда, отец берёт его на руки и бежит к врачу. Так и мы – получаем тяжёлые удары, пока нас хотят остановить. Но когда, не дай Б-г, падаем, Отец поднимает нас на руки.
В Хайфе сегодня улучшаются отношения «между человеком и ближним его», это относится ко всем группам населения, как к светским, так и к религиозным. Мы видим взаимную поддержку, неравнодушие, желание помочь. Люди звонят в Зака (добровольческую организацию, занимающуюся идентификацией жертв катастроф), службу спасения, в больницы, добровольцы предлагают посидеть с детьми, оставшимися без летних городских лагерей. Так народ Израиля проявляет себя в часы опасности, в часы духовного подъёма, когда все мы стараемся быть чище, нравственнее, ближе к Б-гу.
Сила еврейского духа победит, и я надеюсь, что мы выйдем из нынешнего кризиса сильнее, в большей мере людьми и в большей мере евреями».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев