Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: 9 Ава, Пост, Авдала, Реувен Пятигорский, Траур по Храму
Продолжаем готовиться к посту Девятого ава.
Во всем Израиле в этот день принято не делать работу, которую можно отложить на другой день. В течение дня поста до полудня не занимаются, например, торговлей, ибо подобные занятия отвлекают человека от поста. Но если работу нельзя отложить без того, чтобы не понести убытков, ее можно сделать. Наши мудрецы предупреждают, что всякий, кто занимается работой Девятого ава (даже после полудня, даже если делать эту работу разрешено), не увидит знака благословения и не получит пользы от своей работы. В день поста Девятого ава не принято совершать прогулок (даже по обычной улице, не говоря о парке и пр.) из опасения, что человек, забывшись, начнет развлекаться.
Не приветствуют друг друга, более того — воздерживаются от самых обычных приветствий. В этот день не посылают подарков друг другу.
До полудня не сидят на стульях, а только на полу либо на низкой скамейке. Тому, кто едет на машине, можно сидеть как обычно.
О молитвах. В синагоге в этот день зажигают минимальное количество ламп или свечей, — только чтобы можно было различать буквы. Снимается занавес со шкафа со свитками Торы. Все это для того, чтобы проникнуться памятью о разрушении Храма.
Тихо и со слезами молятся вечернюю молитву — подобно человеку, пребывающему в трауре. После молитвы читают свиток Эйха («Плач» пророка Йирмеяу). Хазан, ведущий молитву, читает свиток вслух, остальные слушают.
В большинстве общин Израиля принято во время утренней молитвы не закутываться в талит гадоль и не накладывать тфилин, как это делают в обычные дни. В молитве не читают «покаяние». Утром читают специальные молитвы, написанные стихотворным размером — кинот. Во время дневной молитвы закутываются в талиты и надевают тфилин. После полудня можно сидеть на высоких сидениях.
Внимание! Если пост Девятого ава начинается на исходе субботы, то из всего обряда авдала произносят лишь благословение над зажженной свечей, но не произносят благословение на благовония. Лишь по завершению дня поста произносится благословение о «разделении» субботы и будней над бокалом вина и вино выпивается, но при этом не произносятся благословения ни на огонь, ни на благовония.
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?