Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Мишна, Танаим, Реувен Пятигорский
Тана (по-арамейски «учитель», во множ.числе танаим) —
мудрец эпохи составления Мишны. Мнения танаев относительно каждого положения еврейского закона приведены в Мишне и Барайте. Гемара отличает ученых двух эпох — танаим и амораим (последние жили в эпоху составления Талмуда). Эпоха танаев началась учениками Шамая и Илеля (в самом начале общепринятой эры летосчисления). Длилась она примерно двести лет, вместив в себя годы правления царя Ордуса (Ирода), разрушение Храма и восстание Бар-Кохбы. Завершилась эпоха во времена раби Йеуды Анаси, составителя и редактора Мишны, после чего началась эпоха амораев.
Период танаев обычно принято делить на пять поколений. Назовем имена наиболее выдающихся учителей и мудрецов.
Первое поколение: рабан Гамлиэль Азакен, Йонатан бен Узиэль,
рабан Шимон бен Гамлиэль, рабан Йоханан бен Закай, раби Цадок.
Второе поколение: рабан Гамлиэль из Явне, раби Доса бен Урканос, раби Элиэзер бен Урканос, раби Элазар бен Азария, раби Йеуда бен Батира, раби Йеошуа бен Хананья.
Третье поколение: раби Акива бен Йосеф, раби Тарфон из Лода, раби Ишмаэль, раби Йоханан, раби Йосе Аглили, раби Шимон.
Четвертое поколение: раби Меир, раби Йеуда бен Илай, раби Шимон бен Йохай, раби Йосе бен Халафта, раби Элазар бен Шамуа, раби Йеошуа бен Корха, рабан Шимон бен Гамлиэль.
Пятое поколение: раби Йеуда Анаси, раби Элазар бен Шимон.
Некоторые добавляют так называемое Шестое поколение. В него входят ученики раби Йеуды Анаси: раби Хия, раби Ошая, Рав и др.
Во времена амораев лица, состоявшие ассистентами при руководителях академий, также назывались танаим; в их функции входило не только доскональное знание всей Мишны, но и умение процитировать нужное место во время обсуждения соответствующего закона.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элияу Левин
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.