Темы: Самопожертвование, Неевреи, Убийство, Бней Ноах, Спасение жизни, Вторая мировая война, Советский Союз, Материалы для Бней Ноах
Отец Менделя был один из ближайших учеников шестого Любавического ребе. Он занимался тем, что когда в каком-то городе закрывали ешиву или хедер, то он приезжал и заново тайно открывал.
Его отец был страшный курильщик. Прикуривал от одной закрутки другую. Его преследовали. Он переезжал из деревню в деревню. Прятался, каждую ночь ночевал в другом месте... И как-то в субботу ночью он проснулся ... Там горела керосиновая лампа. Он забыл про Шаббат – и от нее прикурил...
Затянулся - и понял, что нарушил Субботу...
Так он сразу бросил курить. Навсегда.
Его, конечно, преследовали и арестовали - он так и умер в сталинской тюрьме. Так Мендель мне рассказывал...
Сам Мендель до войны учился в ешиве, с трудом понимал по-русски. Когда началась война, его взяли в армию и послали на фронт, под Ригу. Показали за два дня, куда нажимать, чтобы выскочил патрон. И куда бежать.
Утром просыпаются - громкоговорители сообщают:
- Сдавайтесь в плен, вы окружены. Мы рассстреливаем коммунистов и евреев, а вам, русским братьям, будет хорошо.
Вся часть сдалась в плен.
Построили их и говорят:
- Коммунисты, офицеры и евреи! Шаг вперед!
Он стоит. Его то один, то другой подталкивает, - а он продолжает стоять. А коммунистов и евреев выталкивают...
Он остался в строю.
Потом начали распределять.
- Кто слесарь, кто плотник – шаг вперед!
Он стал думать: Какую же специальность назвать?
Кричат: дровосеки!
Решил, что дрова колоть он тоже сможет. И он вышел.
Стали распределять их по парам. Давали пилу и топор. Русские ребята быстренько находили там друг друга. А с ним никто не хочет быть напарником!
Видит: стоит пожилой солдат. Он к нему:
- Возьми меня к себе в пару.
- Хорошо, хлопчик.
Стали записывать, кто какой национальности. Решил, что он скажет, что он чувашин – акцент у него сильный. Потом пошли дрова колоть.
Тот говорит:
- Вижу я, хлопчик, что ты не дровосек. Вижу. Но я тебя научу.
Пожалел его. Научил ставить пилу. Оказался таким приличным человеком.
Как-то в концлагере подходит к нему один здоровенный громила и говорит:
- Ты мне напоминаешь моего товарища Мишку, с которым мы вместе работали до войны. Если тебя кто-нибудь будет задевать, ты мне скажи.
Через несколько дней он слышит, сидят пленные и один говорит:
- Какой же он Мишка? Он же жид. Надо его заложить. Никакой он не чувашин.
Мендель тогда пошел к этому громиле и говорит:
- Тут есть один - хочет меня заложить. Говорит, что я жид.
- Ты только постой около него, а потом иди спать и будь спокоен.
Наутро того нашли с перерезанным горлом.
Мендель говорил, что тот бандюга до сегодняшнего дня стоит перед ним. Потому что он фактически спас ему жизнь.
Так Мендель Москалик мне рассказывал.
Потом, когда его освободили из концлагеря, он сказал о себе, что я, Мендель Москалик, еврей. Так его в советские лагеря послали. Почему живым сдался в плен? Как ты, еврей, выжил у немцев?
Когда вышел, то в Подмосковье жил. Потом в Ташкенте, где они познакомились с рав Зильбером.
Боялся он говорить, что его отец сидел в сталинских тюрьмах и был замучен там. Поэтому не сразу попытался вырваться в Израиль.
Но в 1972 году он уже начал копошиться, чтобы уехать.
Так его убили. Как бы сбили машиной.
Мой старший брат поехал его опознавать. Он увидел, что талит катан был без крови, а рубашка – в крови. Он спросил, как же так?!
Ему сказали:
- Ты хочешь сегодня доехать домой?
Мендель Москалик - он был очень честный человек. Очень боялся Б-га. И очень много помогал людям.
Он меня поучал:
- Яков, ну что ты так переживаешь? Чем я тебе могу помочь? Мита крэхцен? Стоном? Этот крэхцен я должен для себя. Ты эти заботы до пуговицы допускай, а дальше пуговицы - не надо.
Мне хочется, чтобы память о Менделе Москалике осталась...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»