Темы: Мир в доме, Еврейская семья, Муж и Жена, Эстер Оффенгенден
Обычно я, как большинство уважающих себя специалистов по вопросам брака, начиная говорить о семейной психологии, профессионально мрачнею и выдаю длинный ряд цифр, доказывающих насколько все плохо в этой области. Действительно, статистика свидетельствует, что более половины вступающих в брак в западном мире разводятся; дети, выросшие в неполных семьях, сталкиваются с огромными трудностями при вступлении в брак, количество разводов увеличивается от года к году… Прогнозы самые неутешительные.
Вдруг несколько лет назад, проверяя статистику разводов (пугать надо со знанием дела), я увидела — их процент уменьшился! А как же прогнозы?
Но, совершенно случайно скосив глаза в другой столбик, я поняла, почему статистические данные таковы. Действительно, процент разводов уменьшился, — потому что критически снизился процент вступающих в брак.
Это совершенно логично. Если семьи разваливаются, и даже пары, которые еще не развелись, не всегда достойны гордо называться «семья», то зачем рисковать? Чем плох вариант цивилизованного совместного проживания?
Ведь можно отдать половину зарплаты, снять вместе с партнером квартиру и жить в свое удовольствие безо всяких обязательств, пока это тебе приятно. А надоело — уйти… и попробовать снова с другим партнером. Да и детей можно вырастить в одиночку. Кстати, мать или отец, которые воспитывают детей в неполной семье, получают в Израиле большую социальную помощь, чем полная семья с тремя детьми.
Зачем же нужна семья — четкие рамки, строгие границы, обязанности… Тем более, заранее известно, насколько трудно ужиться вместе. Кто-нибудь был бы готов подписать обязательства на совместную жизнь с общим хозяйством и финансами лет на пятьдесят даже с самым лучшим другом, с самой любимой сестрой? А ведь брак подразумевает еще большие обязательства по отношению к человеку «с другой планеты» — противоположный пол, чаще всего не менее противоположные интересы, стремления, ощущения, мнения, реакции… Тут в пору спрашивать не о том, почему так много пар разводится, или о том, почему все меньше людей вступают в брак, а о том, откуда все еще берутся желающие создавать семьи.
Статистика в еврейском религиозном обществе как раз обратна. Среди евреев, соблюдающих законы Торы, очень высок процент вступающих в брак и относительно низок процент разводов. По сравнению с другими сообществами, где есть практика развода — очень низок. Однако число разводящихся возросло по сравнению с цифрами, фигурирующими в статистических данных еще несколько лет назад. Это говорит о том, что непоколебимые до недавних пор устои в сфере семейных отношений меняются.
Есть одна известная притча, способная метафорически охарактеризовать отношение к браку в современном обществе. Между двумя городами был деревянный мост. Со временем он обветшал, некоторые доски прогнили и обвалились. При переходе через мост многие путники проваливались, некоторые даже погибали.
Естественно, эта проблема очень беспокоила местных жителей. Наконец, главы города собрались на совет, чтобы обсудить, что делать, и принять мудрое решение. И они придумали! Было решено прямо под мостом построить кладбище, где тихо и незаметно устраивать погибших на вечный покой, чтобы народ не расстраивался, наблюдая многочисленные похоронные процессии. А о ремонте моста почему-то никто и не вспомнил.
Мы похожи на глав этого города. Есть два города: мужчина и женщина. Тысячи лет между ними существовал «мост» еврейской традиции, который делал их единым «мегаполисом». Их объединяли в единое целое понятия «еврейский муж», «еврейская мама», «еврейская семья», важность которых была очевидна. В последние годы этот «мост» обветшал, и еврейские семьи стали гибнуть. Вместо того чтобы восстанавливать значимость основополагающих понятий: изучать подход Торы к понятию «семья», стараться обнаружить настоящую суть словосочетания «еврейский дом» — системы, работающей в сотни раз дольше и удачнее всех современных психологических систем, мы строим «кладбище». Приходим к выводу, что просто не надо жениться, чтобы потом не расстраиваться!
Но не помогает! Даже не очень длительные связи вселяют надежду, что в этот раз «будем жить долго и счастливо». Разрыв даже не зарегистрированных в ЗАГСе отношений приносит боль.
Однажды я случайно оказалась на семинаре, проводимом организацией «Гешер», работавшей в Израиле лет десять назад. Ее представители считали своей задачей «развитие диалога» между религиозными и нерелигиозными.
В семинаре участвовали приблизительно 50 нерелигиозных женщин и трое религиозных. В числе последних и я. Условия диалога были очень просты. Одна группа должна была мирно беседовать с другой, при этом было запрещено переубеждать оппонентов. В общем, в силу явного численного превосходства нерелигиозной группы мы, в основном, молча кивали. А потом встали и ушли.
Вдруг уже у выхода из здания, я услышала: «Подождите!» Оглянувшись, заметила группу женщин, спешащих ко мне. В одно мгновение я была окружена, а затем просто ошарашена претензией: «Как не стыдно вам, религиозным! Живете в своих благополучных семьях. Вы знаете, что такое развод и какая это боль?! Почему вы нас не учите?!»
Оказывается, несмотря на то, что ремонт моста — дело гораздо более сложное и трудоемкое, чем строительство кладбища, он спасает жизнь.
В Талмуде сказано: «Тот, у кого нет жены, живет без благословения, без радости, без Торы и недостоин называться человеком». Мудрецы Торы утверждают, что вне брака человек не может найти счастье, раскрыться как личность и утвердиться в обществе. Ведь недаром в первом человеке, в соответствии с замыслом Всевышнего, были объединены мужская и женская личность. Позже Творец разделил их, создав Хаву — первую женщину и жену. Этот факт не только перечеркивает расхожее утверждение: «Одному намного легче», но и делает его нелепым.
С вышесказанным трудно спорить, конечно, но, спросите вы, а как же со свободой?! Ведь семья обязывает, ограничивает! Дело в том, что именно это и является базой для обретения свободы.
Приведу пример. Нет более «ограничивающего» праздника, чем Песах. В Шавуот или Сукот мы, сидя за праздничным столом, говорим в свое удовольствие, о чем захотим. И только в Песах после долгой уборки дома, тщательнейшего соблюдения строгих правил при приготовлении праздничных блюд мы даже за трапезой соблюдаем четкий порядок — седер Песах. При этом именно Песах мы называем праздником свободы, временем освобождения из рабства.
И это не случайно. Только человек, прочно усвоивший законы, например физики, может свободно двигаться вперед, изобретать, придумывать. Только человек, выучивший все правила языка, может свободно на нем изъясняться.
Книга «Песнь песней», которую читают в Песах, названа самой святой из «песней» Танаха, так как песня рвется из души, проходя сквозь все преграды между нами и Всевышним. Сила поэзии столь велика, несмотря на то, что в стихосложении намного больше формальных границ, чем в прозе. Есть размер, ритм, создающие определенные границы, о которых необходимо все время помнить. Но освоение всех граней искусства поэзии позволяет создать произведение, достигающее невероятных высот, превосходящее все границы.
Царь Шломо произнес «Песнь песней» в день освящения Храма, «Песнь песней» соответствует Святая Святых. Как выглядело это место, наполненное присутствием Всевышнего больше любого другого места в физическом мире? Это комната, размером примерно десять квадратных метров. Посередине Арон а-кодеш — специальный шкаф, в котором хранились Скрижали завета. На Арон а-кодеш находились две фигуры крувим: мужчина и женщина — символ семьи! Они стояли друг напротив друга, но их лица были направлены немного в сторону и вниз, где под ногами крувим лежала Тора, записанная Моше.
Нет ничего важнее отношений между мужем и женой, но построить их можно только «стоя на Торе» и включая ее в «треугольник» семейных отношений: муж, жена, Всевышний. Это значит, что, формируя семью, нужно начать с себя и попробовать быть такой женой, какой тебя хотел бы видеть Б-г. Двигаясь к созданию гармоничных взаимоотношений с мужем, нужно соизмерять свои шаги с требованиями еврейского закона, а не со своим настроением и сиюминутными желаниями.
Это непростая дорога. Но тот, кто удостоится пройти ее правильно, сможет создать счастливую семью. Не стоит рассчитывать, что брак сам по себе решает все личностные проблемы. Надо просто помнить, что семья — это те самые формальные границы, внутри которых действительно есть возможность жить счастливо и полноценно.
Бен Иш Хай рассказывал об одном арабе, который жил со своей семьей в пустыне. Он родился и вырос среди песков, камней, верблюдов и овец, ничего другого никогда не видел, да и не мечтал ни о чем другом.
Однажды араб нашел клад древних королей — огромный сундук с сокровищами. В нем оказались совершенно необычные странные вещи. Как их использовать, было непонятно. Устроили семейный совет.
Араб достал из сундука круглую сверкающую штуку с острыми краями, отдаленно напоминающую шапку, и показал жене.
— Я поняла, — сказала женщина. — Ее надо привязать на голову лошади, чтобы мухи не мешали!
Следующей из сундука была извлечена большая тряпка. С одной стороны — ткань, с другой — почему-то мех и веревочки.
— Знаю! — кричит жена. Это попона. Она прекрасно защитит корову от слепней.
Затем араб вытащил маленькие блестящие стаканчики.
— Ой, сколько же надо выпить таких, чтобы напиться? — удивилась его жена.
Но араб не растерялся.
— Я знаю, зачем они нужны. Это кормушки для цыплят, чтобы они не дрались у общего корытца. Теперь каждый получит свою индивидуальную порцию.
И вот редкие путники, проезжавшие по пустыне, могли наблюдать, как солнечный луч отражается в великолепном бриллианте короны, одетой на голову лошади, и переливаются соболя мантии, наброшенной на спину корове…
Однажды по пустыне проезжал царский советник. Он был огорошен увиденным, и, явившись во дворец, немедленно доложил царю о богатствах, которыми обладает араб, сам того не ведая. Было решено выкупить бесценные вещи.
Араб был безмерно удивлен, услышав царское предложение:
— Зачем царю мои находки, ведь он не занимается сельским хозяйством?
Советник ответил:
— Какая тебе разница? Но если хочешь посмотреть, зачем все это нужно царю, поедем со мной.
Араб был приглашен во дворец. В тронном зале он увидел царя, восседавшего на троне в великолепной мантии. Его голову украшала сверкающая корона. Вышколенные лакеи подавали старинное вино, разлитое в драгоценные серебряные бокалы.
Араб чуть не умер от стыда. Как он мог настолько глупо использовать такое великое богатство?!
Современные евреи немного похожи на этого араба. Нашему народу досталось великое сокровище — Тора. Ее даровал нам сам Всевышний. Но мы, живя в пустыне нееврейских представлений о жизни, не знаем, как правильно использовать этот драгоценный дар. Наша темнота и необразованность в сфере еврейской традиции сильнее всего отражаются в семейных отношениях.
Вернемся к великой «Песне Песней». Она построена на метафоре: Любовь Шломо и Шуламит символизирует и отношения внутри семьи, и связь Творца и еврейского народа. Шломо — это образ мужа и Всевышнего. Шуламит — жены и еврейского народа. Муж, отталкивающий жену, как будто отказывается от присутствия Творца в собственной жизни. Жена, которая не уважает мужа, тем самым проявляет неуважение и ко Всевышнему.
Создавая еврейскую семью, мужчина и женщина коронуют свои взаимоотношения, а затем иногда «надевают корону на голову лошади» — своих эмоций, дурных привычек, необдуманных поступков. Но, если постараться, можно научиться не терять великолепную корону гармоничной семьи.
Эстер Оффенгенден, из журнала «Мир Торы», Москва