Даггатун (вероятно, от арабского «tughatun», неверные) — кочевое племя еврейского происхождения, жившее по соседству с Теменитом в марокканской Сахаре, в пределах оазиса Туата. Первые сведения о даггатун мы находим в описании путешествия р. Мордехая Аба-Сарура (1857) из Акки (Марокко) через Сахару в Тимбукту в Bulletin de la Socie ́ te ́ de Ge ́ ographie , 1895, XII .
Согласно р. Мордехаю, поселение даггатун в Сахаре относится к концу 7 века, когда на престол вступил Абд-эль-Малик, завоевавший всю территорию Марокко. Находясь под влиянием духовенства, Абд-эль-Малик пытался обратить всех жителей завоёванных территорий в ислам. Евреи, оказавшие упорное сопротивление, были изгнаны в пустыню Аджай. Та же участь постигла и туарегов-берберов, из которых только часть приняла ислам. Отторгнутые от связи с собратьями, даггатун в Сахаре постепенно утратили еврейские обычаи, язык и религию и вполне слились с туарегами, подданными которых они являлись во времена путешествия р. Мордехая.
Скудные данные, содержащиеся как в литературных, так и в материальных памятниках Северо-Западной Африки, не дают возможности судить о достоверности местного предания, лежащего в основе исторической части рассказа р. Мордехая. Нет положительных данных и о жизни даггатун в более позднее время. Если верить Горовицу (Марокко 1887, 58), число даггатун достигало нескольких тысяч. Они были рассеяны по разным оазисам Сахары, даже по течению рек Диаливы и Нигера.
По словам Горовица, даггатун были очень выносливы и воинственны; они вели постоянную борьбу с туарегами. Однако М. Слоущ в отчёте о своём путешествии в Сахару ( Hebre ́ o — phe ́ niciens et jude ́ o — berb ѐ res , Париж, 1908) заявляет, что борьба берберов не только с даггатун, но даже с евреями — чистейший вымысел. По его словам, у берберов до сих пор сохранилось множество еврейских обычаев и правил, например, характерный обычай в память разрушения Храма: невеста, войдя в первый раз в дом жениха, бросает яйцо об стену, причём смывать пятно запрещается. Оставаясь официально на почве ислама, даггатун при первой возможности образовали особую секту, имеющую мало общего с правоверным исламом. Арабы их называют ругательным именем йегуди.
С евреями даггатун находились в наилучших отношениях, благодаря чему евреи в описываемые времена удерживали в своих руках торговлю в пустыне. Следы еврейства встречаются по всем оазисам в названиях местностей, например, « Tell — el — Jehududjah » в окрестностях Меураты, в многочисленных бедуинских и берберских легендах о царице Фанане, в надписях и т. д. Всё это, как и наличие большого числа еврейских сказаний, собранных у Бассэ в « Nedromah », свидетельствует, что в доисламский период многие берберские племена обратились в еврейство и слились с евреями, пока победоносное нашествие арабов не заставило их принять ислам.
Посмотреть статью «Иудаизм и Ислам»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»
Инженеры Междуречья и Египта умели планировать и воздвигать огромные сооружения: храмы, пирамиды, дворцы, водоводы, строили корабли, колесницы. Астрономы и астрологи с высокой точностью определяли орбиты Солнца, Луны, планет.
Журнал «Мир Торы»
Из многих книг еврейских мудрецов известно, что ешивы существовали в мире с самых древних времен. Еще до рождения наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова, до начала истории еврейского народа
Раби Авигдор Миллер
Третья глава книги "Распад над бездной"
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
О Ноахе сказано, что он ходил с Богом. Современники высмеивали его, он же прилепился к Богу и стал נ ח, одним из тех, благодаря кому человечество обрело будущее
Редакция Толдот