Темы: Христианство, Иордан, Сотворение мира, Народы мира, Идолопоклонство, Каббала, Религия, С. Бернфельд
Мандейцы — секта, учение которой является смесью христианства, иудаизма и язычества. Последователи её живут в Нижней Вавилонии, на территории Wasit и Bassora и говорят на арабском и персидском языках. Священные книги мандейцев написаны на арамейском языке, очень близком к языку Вавилонского Талмуда, азбука же очень напоминает древне-пальмирскую. Кроме названия «мандейцы», происходящего от מנדא דחייא (слово жизни, собственно gnosis vitae, מנדע=מנדא ), они в своих сношениях с другими общинами употребляют слово «Сабиане», «Сабийцы», называя своих начётчиков «насореями» (נצורייא).
Европейские учёные 17 века, впервые узнавшие об их существовании, называли их «христианами св. Иоанна» (крестителя) ввиду того почёта, которым пользуется у них этот последний, и потому, что они часто совершают обряд омовения. Священные книги мандейцев представляют собой отрывки и по своему происхождению относятся к самым разнообразным эпохам. Наиболее интересными являются גנזא («Сокровище») и סדרא רבא («Великая книга»), написанная приблизительно между 650 и 900 годами. Книга эта разделена на две неравные части: бόльшую, предназначенную для живых, ימינא («одесную»), и меньшую, סמאלא, («ошую»), содержащую молитвы, которые читают при погребении священников. В этой книге излагаются религиозные воззрения с заметным еврейским влиянием, следы которого находят и в Талмуде, и в мидрашах, и — в изменённой форме — в Каббале.
Книга גנזא даёт три противоречащих друг другу рассказа о сотворении мира. Наименее сложным является следующий. Вначале существовала триада: «Пира Рабба» (Великий плод), «Аяр Зива Рабба» (Эфир Великого сияния) и «Мана Рабба» (Великая пища). Последний, Манна, является важнейшим из троицы — царём света, от которого произошло всё. От него произошёл и «Великий Иордан», проникающий весь эфир, царство Аяра. Мана вызвал к жизни חייא קדמייא (хайе кадмайе — первичную жизнь), а затем удалился, открываясь только душам самых благочестивых мандейцев. Как правящее божество хайе кадмайе служит предметом поклонения. Оно произвело многочисленных ангелов (собственно, богатства) и חייא תניינא (хайе тиньянэ — вторая жизнь) или «Юшамин», что соответствует Б-гу Израиля, Которого гностики признавали «божеством низшего ранга».
Следующей эманацией является מנדא דחייא или «первый человек» ( גברא קדמייא, в Каббале אדם קדמון). «Юшамин» сделал попытку овладеть верховной властью, но попытка его не удалась, и он был изгнан из чистого мира эфира в мир низшего света. מנדא דחייא открывался людям, принимая самые различные виды, так, например, он явился в виде трёх братьев: Гибил, Шитиэль и Анош (библейские Эвель, Шет и Ханох). Из ангелов наиболее значительными являются хайе тэлите (חייא תליתיא — третья жизнь), он же «Абатур» — «отец ангелов». Хайе Тэлитэ сидит на краю мира-света, взвешивая на своих весах деяния духов, восходящих к нему.
Петахиэлю (он же Гавриэль) было поручено создать землю и населить её. Он же сотворил Адама и Хаву, но не сумел вдохнуть в них жизнь. Это сделали Гибил, Шитиэль и Анош, которые вдохнули в них от духа самого Мана Рабба. Гибил передал первым людям веру, поведал им, что их сотворил не Петахиэль, а великое божество, стоящее гораздо выше его. Петахиэль был изгнан в низший мир, имеющий четыре входа и три ада. В преисподней царствует сам грозный царь Шедун (Асмодей). Облечённый силой Мана Рабба, Гибил сошёл вниз и создал Руху, мать коварства и обманов, царицу тьмы (см. Лилит). Руха родила последовательно 7, 12 и 5 сыновей, и все они были унесены в небеса Петахиэлем. Первые 7 — наши 7 планет, 12 — знаки Зодиака, а судьба последних неизвестна.
Мир, по верованию мандейцев, будет существовать в течение 480.000 лет, разделённых на 7 эпох, из них каждая управляется другой планетой. Весь род людской был трижды истреблён за исключением одной пары. Библейские пророки являются, по мнению мандейцев, «лжепророками». Такими были и Авраам (живший, по их исчислению, через 6000 лет после Ноаха), Миша (Моисей) и Шлимон (Соломон), которому служили дьяволы (ср. Гитин 68а). «Истинным» пророком был Иахия (Иоанн), сын Захарьи — бывший воплощением Гибила. В течение 40 лет он крестил бесчисленное множество людей в Иордане, где по ошибке крестил и лже-пророка Иишу Мешиха (Иисуса), сына Рухи Кадишты.
Младший брат Гибила Анош тоже сошёл с неба, совершал чудеса и распял лже-мессию. Он проповедовал «истинную» веру, разрушил город Иерусалим и рассеял евреев по всему миру за то, что они предали смерти Иахию.
Особенно интересно отметить, что мандейцы обвиняют христиан в употреблении еврейской крови для приготовления просфор.
Читайте: Мессия и лже-Мессия
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»