Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Виленский Гаон, Пиркей Авот, Жизнь, Реувен Пятигорский, Материальные блага
Вы заметили, что мы часто ссылаемся на прославленного Магида из Дубны (он же раби Яаков Кранц). В частности, о нем можно прочесть в краткой статье данного выпуска под рубрикой «Имена». Приведем одну притчу, рассказанную Магидом на уроке Виленского Гаона.
Раби Элияу (Гаон из Вильны) давал урок по «Пиркей Авот». Разговор шел об известном высказывании (4:22), которое гласит: «Не по своей воле ты рожден, не по своей воле живешь, не по своей воле умираешь, не по своей воле держишь ответ перед Всевышним». Что подразумевается под этими четырьмя «не по своей воле»?
Объясняя смысл сказанного, Гаон сослался на другую мишну, из первой главы трактата Бава Батра, в которой говорится о двух людях, владеющих соседними полями. Если один из них оградил свое поле забором или изгородью, причем в результате получилось так, что поле, принадлежащее второму владельцу, оказалось огражденным забором с трех сторон, то второй владелец не обязан участвовать в расходах по ограждению. Но, — продолжает мишна, — если владелец второго поля (с трех сторон огражденного соседским забором) достроит забор с четвертой стороны, то тогда он обязан участвовать во всех понесенных его соседом расходах по возведению забора, которым пользуется и он. Почему? Потому что, возведя ограду с четвертой стороны, он тем самым признал, что ему удобно пользоваться забором, который возведен соседом, а раз так, то он является как бы компаньоном по возведению общего забора.
То же самое и жизнь человеческая: любой из нас может заявить, что его родили против желания, а значит, он не обязан нести ответственность за все, что совершил, — «Не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь». Но как часто мы видим: вот лежит человек на смертном одре и вдруг начинает изо всех сил цепляться за жизнь. Он зовет врачей, оплачивает дорогие лекарства — лишь бы продлить свои дни, прожить еще час, хлебнуть пару лишних глотков воздуха. Видно, что он заинтересован в жизни и не спешит ее оставить. А раз так, если «не по своей воле ты умираешь», то обязан дать отчет во всех своих делах перед Творцом. Ибо таково условие Всевышнего: Я тебя создаю — из любви к тебе, для твоей пользы; но вести себя ты должен в согласии с Моими правилами; а в конце земного существования предстанешь перед Моим судом. Восклицает человек: но я не хотел жить, Ты со мной не советовался, когда обрекал меня на рождение! Хорошо, — говорит Творец, — посмотрим, что ты скажешь в финале. И если окажется, что станешь цепляться за жизнь, — не говори, что жизнь тебе не нравилась…
Так учил Гаон. А вот что добавил Магид.
У одного человека были две дочери. Одна страшная видом, вторая скверная характером. Пришло время выдавать их замуж. Но кто согласиться взять их в жены? И вот нашелся один мудрый сват («шадхен»): для страшной подобрал слепого, для злой и скверной — глухого. Сыграли свадьбы. Молодые зажили мирно и счастливо. Слепой не видел лица своей избранницы, а глухой не слышал слов, которые лились широкой рекой из уст его супруги.
Так продолжалось, пока в тот город не прибыл один целитель, профессор с мировым именем, который лечил от любой болезни. Все страждущие записались к нему на прием, и почти всех он избавил от недомоганий, болей и телесных недугов. Среди больных были и наши два мужа — слепой и глухой. Профессор прописал им пилюли, намазал соответствующие органы мазями, назначил особые диеты — и через несколько дней они излечились. Слепой прозрел, а глухой начал слышать. Пришли домой. Бывший слепой взглянул на свою жену — и обомлел. Бывший глухой услышал свою гневливую жену — и схватился от ужаса за голову.
Что они решили? Решили не платить врачу. Ведь если б не он, они бы никогда не узнали, с кем живут. Была спокойная жизнь, а теперь сущий ад. И во всем виноват этот хваленый чудо-лекарь!
Выслушал их врач и позвал на раввинский суд. Как раввины решат, так тому и быть!
Поговорили раввины со всеми сторонами, выслушали жалобы, взвесили все доводы, справились по умным книгам. А в конце спросили врача, может ли он произвести обратную операцию — первого лишить зрения, а у второго отнять слух? «Нет ничего проще», — заявил тот и стал готовиться к операции. «Ой-ой-ой! — завопили наши герои, — не надо отнимать у нас зрение и слух». Принялись они умолять раввинов отменить несправедливое решение и оставить все, как есть. «А, — сказали раввины, — вам нравиться быть зрячими и неглухими? Тогда надо заплатить за излечение!»
Кому не понятна притча? Кто теперь заявит, что поскольку он рожден не по своей воле, то несправедливо требовать от него отчета о прожитой жизни?
Получаешь удовольствие от жизни — плати по счету!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.