Из цикла «О нашем, еврейском», темы: Кирув, Воспитание детей, Песах, Пасхальный седер, Реувен Пятигорский, Рав Шимшон Рефаэль Гирш
В пасхальную ночь, когда мы снова будем сидеть вокруг стола, ведя чинный Седер и вспоминая историю еврейского Исхода из Египта, — опять придут, как водится из года в год, четыре сына и зададут свои вопросы: сын-мудрец, сын-злодей, сын-простак и сын, который не знает, что и как спрашивать. Мы сами и исполним их роли, — маленькая мизансцена обязательного спектакля, в чем-то повторяющего — чуть-чуть — отшумевший буквально на днях пурим-шпиль.
Более двадцати пяти веков задают свои вопросы четыре сына — начав их задавать задолго до пуримских событий. По сей день их вопросы актуальны и, что называется, своевременны. Возможно, потому и печатают из эпохи в эпоху новые сборники Агады-шель-Песах — чтобы художники, создавая иллюстрации, могли нарядить сына-злодея в новое современное платье.
«Что это за работа такая у вас?» — надменно спрашивает он нас. Что это за вера у вас такая, граждане религиозные евреи? Какие такие заповеди в наше научно-прогрессивное время? Что за средневековье в век всеобщей компьютеризации?
Перед нами даже не вопросы. Спрашивающий не ждет ответов, ему ответы ни к чему. Он пришел поиздеваться — предполагая, что его позиция разумна, обоснована, либеральна и пр. и пр. А вот позиция еврея, соблюдающего Тору, напротив — смешна, глупа, полна национального снобизма и пр. и пр.
Потому этот сын и назван злодеем, что пришел не спросить, а задеть, обидеть. О нем пишет знаменитый раввин прошлого века рав Шимшон Рефаэль Ирш в своем комментарии на Агаду-шель-Песах: «Что ответить поколению, которое собственную испорченность зовет прогрессом, а веру наших мудрецов — отсталостью? Ничего не отвечай! Когда Тора говорит: «Расскажи своему сыну», — она имеет в виду того, кто не умеет спрашивать, и того, кто задает серьезные вопросы. Но не того, что пришел с насмешкой. Об этом поколении не сказано: «И расскажите им», а просто советуется: «Скажи». Без всякого уточнения — кому. Они настолько далеко ушли по пути прогресса, что не спрашивают, а сами отвечают. Они обвиняют Тору в узости и отсталости. Они хотят «просветить» тебя, вытащить из болота заблуждений, поставив рядом с собой и явив тебе широту своих знаний и представлений».
«Что можно сказать ему? Он не разговаривает с тобой, а тем более не учится, хотя вроде бы задает вопросы. На самом деле он пришел учить и поучать. У него нет терпения, хотя он везде распространяется о собственной веротерпимости. Он не может тебя терпеть таким, какой ты есть. Он хочет тебя изменить. Стоит ему встретить тебя, странно одетого в век великого разнообразия моды, как он сразу решает, будто ты полон укоров в его адрес. Он защищается от них, раньше, чем ты раскрыл рот. Он атакует. И все же знай, что он любит тебя, ибо в его неравнодушии к тебе есть все что угодно, но нет ненависти. Просто ему тяжело видеть тебя погрязшим в «первобытном невежестве».
«Что можно сказать ему? Вряд ли в твоих силах вернуть его к Торе. У вас слишком различные жизненные ценности и установки. Его вернет только его личный опыт — когда убедится в пустоте и бессодержательности своего образа жизни, когда разочаруется во всех играх, коим бездумно предавался до сих пор, наивно полагая, будто за ними стоит что-то серьезное и важное. Его душа еще истомится по истине, о которой он догадывается, что она где-то существует — где-то, но не в его опустошенном сердце».
Рав Ирш продолжает: «Однако не отвечать — еще не значит молчать. Тора не приказывает: расскажи им! Тем не менее она требует: расскажи! Как понимать этот приказ? Расскажи своей жизнью, своими действиями. Покажи — сколько счастья в соблюдении заповедей. Насколько твоя вера сильнее их сомнений. Как верность традиции спасает от пути предательства, на который они готовы встать. В какой степени твое существование бодрее и насыщеннее того бытия, которым живут и мучаются они. Покажи, что твоя радость — не их легкомыслие, а твои обязанности — не их детские забавы. На все, что клоуны спросят с хохотом: «Что это за служба у вас такая?» — смело ответствуй: «Праздник Песах — в память о том, что Всевышний не коснулся (пасах) домов сыновей Израиля в Египте, когда поражал жилища египтян».
«Их поразил, а нас спас. Их поразил за неверие. Нас спас за непоколебимость в вере. На этом стоит наш народ. На этом держится наша история».
«И все же, что означает приказ Торы: расскажите! Вот что он означает. Если в твоей среде все молчат и никак не реагируют на насмешников, тем самым давая им понять, будто в Торе скрыто что-то постыдное, о чем стесняются говорить открыто, — тогда расскажите! Откройте рот, объявите в полный голос, что заповеди, которые вы исполняете, даны Творцом мира, что в них ваша связь с Ним. Ими вы освящаетесь и освящаете свои жилища — подобно праотцам в Египте. Расскажите, что только еврей Торы выходит из рабства на свободу. А еврей, оставивший Тору, будет оставлен в Египте — в его страшной тьме, небытии и безысходности».
«Ответьте этому поколению — и тогда спасете себя и своих сыновей от всех заблуждений века. Заодно поможете и всему поколению, поставив перед ним ориентир, веху на пути к свету. На том пути, по которому возвращаются к Торе». — Так писал рав Ирш.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.