Темы: Машиах, Мир Торы, Раби Хаим из Воложина
В начале XIX века в Вильнюсе, литовском Иерусалиме, произошел довольно странный случай: в один прекрасный день в городе появился представительный человек в экзотическом костюме. Поведение этого мудреца с сефардской внешностью, его молитвы, совершаемые с особым благочестием, частые погружения в микву и загадочность, которая окружала его, не могли не производить впечатление. Люди стояли в очереди, чтобы увидеться с ним и узнать, что привело его в Вильно. Всеобщее любопытство, искусно подогреваемое туманными ответами, рождало самые безумные предположения: стало быть, в нашем городе Машиах…?
Рав Хаим из Воложина, ученик гаона Элиягу из Вильнюса и основатель знаменитой воложинской ешивы, «матери ешив», услышав об этом человеке, категорически отмёл эти нелепые слухи. Когда его спросили, почему он так уверен, что в данном случае и речи быть не может о Машиахе, рав Хаим дал поразительный ответ. Известны две схожие версии его объяснения. Их суть такова.
— Я опишу вам приход Машиаха…, — сказал рав Хаим. — Однажды я возвращаюсь домой после утренней молитвы в ешиве. Моя жена спрашивает: «Хаим, ты хочешь есть сейчас?» Я отвечаю ей: «Рельке, моя лекция еще не готова, сначала я хотел бы её подготовить». «Хорошо, Хаим, — говорит она мне, — я пока сбегаю на рынок. На огне остается кастрюля, посмотри, чтобы она не сгорела. Пожалуйста, будь внимателен, я знаю, что когда ты погружен в учебу, то обо всем забываешь!»
Раббанит уходит на рынок, а я открываю Гемору, чтобы подготовиться к лекции, и вдруг замечаю, что солнце явно светит ярче, чем обычно: на улице так светло! И птицы, сидящие на деревьях, поют громче и радостнее… Их пение трогает сердце… Тут я слышу шум на улице и, высунувшись из окна, замечаю бегущего со всех ног сапожника.
— Что происходит, Эли, что случилось с солнцем? И почему птицы поют так красиво? А деревья… почему они вдруг цветут? — кричу я ему.
— Как, рабби, ты не знаешь, Машиах пришел! — отвечает он.
Тогда я бегу к шкафу, чтобы взять там свою субботнюю одежду и пойти встречать Машиаха. Но тут обнаруживаю, что на моем костюме не хватает пуговицы! После шаббата я обратил на это внимание жены, но она сказала: «Почему ты меня торопишь? Он не понадобится тебе до следующей пятницы!» Я погружаюсь в сложные размышления о том, что же теперь делать: выйти навстречу Машиаха в обыденной одежде или надеть субботний костюм, несмотря на отсутствующую пуговицу?
Мои мысли прерывает вернувшаяся с рынка рабанит.
— Хаим! — восклицает она. — Где же ты был? Кастрюля сгорела!
— Какое сейчас это имеет значение, — говорю я. — Пойди-ка надень своё субботнее платье, и пойдем встречать Машиаха!
Что же касается этого странного человека, прибывшего в город, — продолжает рав Хаим, — обязательно обратите на него внимание. Это, наверняка, доносчик, которому платит полиция. Его следует остерегаться всем торговцам, товары которых еще не декларированы.
Вокруг него протестуют: «Ладно, это не Машиах, но такое обвинение против человека, все поступки которого выражают благородство и набожность…?»
История получила свою развязку несколько дней спустя: цадик в сопровождении полицейских инспектировал еврейские магазины Вильнюса. Конечно, он снял свою парадную одежду!
из журнала «Мир Торы», Москва
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»