Из цикла «Хроника поколений», темы: Конец времен, Пророки, Александр Кац, Вера
Хавакук (חבקוק) — пророк в период Первого Храма.
По свидетельству кабалистов, был новым воплощением души Первого Человека — Адама (см.) (Седер адорот 3254).
Получил пророческую традицию от своего наставника Нахума (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).
Пророчествовал в царствование Менаше, который правил с 3228 по 3283 год /532-477 гг. до н.э./ (Седер олам раба 20; Седер адорот).
Хавакук предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Всевышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук 1:12). И действительно, меньше чем столетие спустя Иерусалимский Храм был уничтожен руками вавилонян, а евреи — изгнаны в Вавилон.
Ряд пророчеств Хавакука относятся к трагическим катаклизмам конца времен, когда народы сойдутся на войну против Израиля, и Творец будет сражаться за Свой народ. «В гневе шествуешь Ты по земле, в негодовании попираешь народы, — говорит пророк о будущей войне эпохи Машиаха. — Вышел Ты для спасения Своего народа, для спасения помазанника Своего сокрушил Ты главу дома скверны…» (3:12-13, Радак и Мальбим).
В служении человека Творцу Хавакук особенно выделял значение чистой веры, говоря: «Ослабеет тот, у кого душа нечестивая, а праведник своей верой жив будет» (2:4; Макот 24а). Его связь с Творцом была настолько прочной, что, обращаясь к Нему с просьбой или молитвой, Хавакук проводил вокруг себя на земле круг и не выходил из него, говоря: «На страже моей буду стоять …и буду ждать, чтобы увидеть, что Он мне скажет и что ответит» (Хавакук 2:1). И однажды он даже сказал Творцу: «Владыка Вселенной, я не сдвинусь отсюда, пока Ты не сообщишь мне срок окончания последнего изгнания сынов Израиля» (Маари Кара, Хавакук 2:1). А много веков спустя, в эпоху Талмуда, к такому же способу молитвы прибегал знаменитый праведник Хони, прозванный Меагель (Проводящий окружность), — в годы засухи он очерчивал вокруг себя круг и не выходил из него, продолжая молиться до тех пор, пока не шел дождь (Таанит 23а).
В 3280 году /480 г. до н.э./ Хавакук передал пророческую традицию своему ученику Цефанье (см.) (Седер адорот).
Погребен в Северной Галилее, у города Хукок (ныне кибуц Хукок в нескольких километрах к северу от Тверии) (там же 3254).
Пророчества Хавакука были сведены в книгу и включены в состав Танаха мудрецами Великого Собрания (Бава батра 15а).
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»