Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография мудреца и пророка

Барух бен Нерия (ברוך בן נריה; ум. в 3413 г. /347 г. до н.э./) — мудрец и пророк.

Происходил из рода коэнов. Вместе с тем, как и его наставник пророк Ирмия (см.), был потомком Йеошуа бин Нуна (см.) и его жены Рахав (Мегила 14б).

Его дед Махсея и отец Нерия были пророками (там же 14б-15а).

В 3320 году /440 г. до н. э./ Барух записал под диктовку своего наставника Ирмии все его пророчества о предстоящем разрушении Иерусалима и Храма (Ирмия 36:4; Седер адорот).

В месяце кислев 3321 года /439 г. до н. э./ Барух прочитал свиток с пророчествами Ирмии в Храме перед народом. Сановники царя Йеуды Йеоякима, напуганные содержанием пророчеств, посоветовали Баруху спрятаться вместе с учителем в надежном месте, а сами прочли свиток перед царем. Но царь сжег свиток в огне, приказав схватить пророка и Баруха — однако их не смогли найти. Следуя повелению Всевышнего, Ирмии вновь продиктовал Баруху свои предсказания и тот написал новый свиток (Ирмия 36:5-32; Седер адорот).

В 3327 году /433 г. до н. э./ вавилонский царь Невухаднецар, овладевший Иерусалимом, поставил своим наместником над Йеудой внука Ирмии — Цидкию (II Мелахим 24:17-18; Ялкут Шимони, Ирмия 37, 326; Седер адорот акацар с. 35-36). А брат Баруха — Серая бен Нерия — стал одним из ближайших сановников царя (см. Ирмия 51:59, Радак).

Вскоре, вопреки настойчивым предостережениям Ирмии, Цидкия восстал против власти вавилонян, и десятого тевета 3336 года /424 г. до н. э./ началась осада непокорного Иерусалима (II Мелахим 25:1; Седер адорот). Ирмию, который предсказывал падение города и призывал его защитников к капитуляции, посадили под стражу. А Барух, оставленный на свободе, находился рядом с учителем, выполняя его различные поручения (Ирмия 32:2-14).

После длительной осады вавилоняне ворвались в город, а 9 ава 3338 года /422 г. до н. э./ подожгли Храм (II Мелахим 25:8-10, Радак; Таанит 29а; Седер адорот). Вместе с группой евреев, бежавших от вавилонян, Барух оказался в Египте (Ирмия 43:1-7).

Позднее он переселился вместе с Ирмией в Вавилон, где тогда находилось большинство еврейских изгнанников (Седер олам раба 26; Седер адорот 3346).

В 3350 году /410 г. до н. э./ Ирмия, возглавлявший совет мудрецов поколения, передал свои полномочия Баруху (Рамбам, Сефер аМада, Акдама; Седер адорот).

Среди учеников Баруха в Вавилоне был писец Эзра (см.), ставший главой следующего поколения мудрецов. В 3370 году /390 г. до н. э./ престарелый Барух передал этому ученику свои полномочия (там же).

В 3389 году /371 г. до н. э./ вавилонская империя пала, а еще через год персидский завоеватель Кореш (Кир) разрешил евреям возвратиться в Землю Израиля и отстроить Храм (Седер адорот). Но Барух из-за своего преклонного возраста уже не мог совершить столь далекое путешествие, даже на повозке, а Эзра остался рядом с ним, продолжая впитывать от учителя мудрость Торы (Мегила 16б; Шир аширим раба 5:4, Матнот кеуна).

В годы глубокой старости, около 3408 году /352 г. до н. э./, Барух удостоился пророчества и пророчествовал до конца своей жизни (Мегила 15а, Раши).

Умер в Вавилоне в 3413 году /347 г. до н.э./. Погребен рядом с могилой пророка Йехезкеля (см.) (Седер адорот).

Вскоре после его смерти Эзра поднялся в Землю Израиля, где создал крепкую общину, сплотившуюся вокруг отстроенного в Иерусалиме Храма. Таким образом, Барух стал духовным «мостом», соединившим поколение мудрецов Первого Храма с мудрецами Второго Храма, во главе которых встал его ближайший ученик Эзра.

Много веков спустя по требованию одного из арабских правителей могилу Баруха попытались перенести в иное место. При вскрытии оказалось, что тело праведника совершенно не было затронуто тлением (Седер адорот 3350).

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»