Трапеза (на иврите «сеуда») — в иудаизме трапезой считается еда с хлебом, перед которой омывают руки и говорят благословение на хлеб «А-моци лехем мин а-арец» («Выводящий хлеб из земли»), а в конце произносят благодарственную молитву «Биркат аМазон». Трапезы устраивают как в будние дни, так и в Субботы и еврейские праздники, а также в связи с выполнением некоторых заповедей Торы: обрезания, еврейские свадьбы, бар-мицвы, окончания изучения трактата Талмуда. Кроме того, трапезы могут быть связаны с законами траура, а также благодарственные — например, в честь спасения от опасности. Смысл трапезы — поднятие материального (еды и питья) до уровня духовности, когда принятие пищи становится актом служения Творцу.
Оглавление
Трапеза подобна службе в Храме [↑]
По замыслу Вс-вышнего, человек устроен так, что ему приходится есть для сохранения жизни. Необходимость постоянного утоления голода делает нас подобными животным. Однако мы можем подчинить свои животные желания законам Торы. Прежде всего это достигается соблюдением кашрута — законов о запрещенной и разрешенной пище. Благодаря им мы освобождаемся от «ига» желудка, и еда становится для нас средством выполнения воли Творца.
Другой момент, благодаря которому прием пищи обретает новый, возвышенный смысл — это произнесение благословений. Мы ясно понимаем, что именно Б-г дает нам пропитание, и благодарим Его за это.
Особое значение в этой связи имеет еда с хлебом — самым важным продуктом для жизни человека. Такая еда называется трапезой, и для нее еврейские мудрецы установили специальный порядок.
Сначала необходимо омыть кисти рук из сосуда, поливая два (а у некоторых обычай три) раза на каждую руку с произнесением благословения «аль нетилат ядаим» — «Благословен Ты, Вс-вышний, Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал омовение рук».
Затем берут хлеб и говорят еще одно благословение — «А-моци лехем мин а-арэц»: «Благословен Ты Вс-вышний, Б-г наш, Царь Вселенной, выводящий хлеб из земли!» После этого отрезают кусок хлеба, макают его в соль и едят. В конце трапезы произносят заключительную благодарственную молитву — «Биркат аМазон».
Все это напоминает службу, совершавшуюся некогда в Храме. Священнослужители — коэны — также обязаны были освящать свои руки (и ноги) водой и произносить определенные благословения; на жертвенник можно было приносить только кошерных животных после их умерщвления предписанным образом; жертва до ее сожжения обсыпалась солью. Трапеза, таким образом, оказывается подобной Б-жественному служению, и не случайно мудрецы уподобили наш стол жертвеннику в Храме.
«Сеудот хова» и «сеудот мицва» — обязательные и заповеданные трапезы [↑]
Кроме обычных будничных приемов пищи, существуют особые виды трапез — т.н. «обязательные» и «заповеданные».
Обязательные трапезы («сеудот хова») — это те, которые должен сделать в определенные дни каждый еврей — например, три субботних трапезы и две трапезы в праздничные дни: в Рош аШана — еврейский новый год, в праздники Песах, Шавуот и Суккот; а также пир («миштэ») в Пурим. Обязательные трапезы в такие дни — это отдельная заповедь, которая относится к соблюдению праздничных дней.
В субботу и праздники (кроме Пурима) трапезе предшествует кидуш — торжественное освящение дня, которое глава семьи произносит для всех присутствующих над бокалом вина. Порядок благословения на хлеб в этом случае также отличается от будничного: его говорят над двумя цельными халами — «мишнэ лехем», которые символизируют двойную порцию манны, выпадавшей для евреев в пустыне накануне шабата (т.к. в субботу запрещено было ее собирать).
Но есть и трапезы, которые не заповеданы сами по себе, а устраиваются в силу обычая, в связи с другими заповедями — чтобы подчеркнуть важность и увеличить радость по поводу их исполнения. Они называются Заповеданными трапезами («сеудот мицва»). Это трапезы в честь таких событий, как свадьба, бар-мицва, обрезание, окончание изучения трактата Талмуда. Бывают трапезы, связанные с соблюдением законов труаура по умершему родственнику, а также благодарственные (например, трапеза по поводу спасения от опасности), смысл которых — в прославлении чуда, совершенного для нас Вс-вышним. Во время заповеданных трапез мы радуемся нашей близости к Б-гу, которой достигаем благодаря выполнению мицвот, и тому добру, которое Он нам посылает.
Предписания мудрецов, касающиеся поведения во время трапезы [↑]
До нас дошли многочисленные высказывания еврейских мудрецов о том, каким должно быть поведение во время трапезы — о необходимости проявлять уважение к хозяину дома, о манере есть с достоинством и т.д.
Эти предписания можно прочитать на нашем сайте в книге Кицур шульхан арух.