Саморазвитием называют самостоятельный процесс совершенствования себя, который реализуется путем приобретения новых и развития имеющихся навыков, а также за счет преодоления вредных привычек. Религиозные евреи считают самосовершенствование смыслом жизни. В прошлом веке саморазвитие вошло в моду во всем мире: начиналось всё с Карнеги и НЛП, а в последнее время популярны «школы личностного роста» и курсы, обучающие, как стать счастливым, успешным, богатым… В чем же особенность самосовершенствования по-еврейски?
Оглавление
Два подхода к саморазвитию [↑]
Саморазвитие в современном обществе обретает популярность среди образованной молодежи и в некоторой степени пытается заполнить те пустоты, которые неизбежно ощущают люди, оторванные от своих корней. Интернет пестрит призывами изучать иностранные языки, обретать новые навыки, осваивать тайм-менеджмент, овладевать модными профессиями, улучшать память, бороться с вредными привычками. Ничего дурного в этом нет, есть лишь одна проблема, которую признают и сами создатели программ по саморазвитию: отсутствие высшей цели всех этих действий.
Современные психологи исходят из (совершенно верного) постулата: у человека есть только два способа жить: заниматься постоянным саморазвитием или деградировать. И на этой основе они предлагают сделать саморазвитие смыслом жизни. Почему бы не использовать эту жизнь для того, чтобы выжать в ней из себя все, на что вы способны? — говорят они, — ведь в том, чтобы этого не делать, тоже может не быть никакого смысла.
Еврейский подход — совершенно иной. Мы ничего не делаем «просто так», только для того, чтобы заполнить пустоту своей жизни. Совершая любые действия, мы знаем, для чего мы это делаем: будь то молитва, учеба, добрые дела, занятия физкультурой, изменение своей диеты, изучение иностранного языка или чтение книг.
Смысл жизни и саморазвитие [↑]
Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы в течение подаренной жизни построить собственное «я», способное удостоиться вечного наслаждения близости к Творцу. Всё предопределено Творцом, и единственное, что в руках человека — его собственное желание искать Того, Кто ему всё это подарил, и понять, для чего именно. Занимаясь саморазвитием ради этой высшей цели, мы не просто делаем свою жизнь насыщенной и интересной, приносящей удовлетворение, но чувствуем ежеминутно, как мы приближаемся к нашей цели.
Маараль в своем комментарии на Пиркей Авот неоднократно повторяет, что человек для достижения совершенства нуждается в трех вещах. Во-первых, он должен достичь гармонии с Б-гом; во-вторых, он должен пребывать в гармонии с другими людьми; и, в-третьих, он должен быть в гармонии с самим собой.
И еще пишет Маараль, что человек создан для движения к совершенству, а не для того, чтобы, достигнув его, упокоиться. Поэтому про человека, единственного из всего сотворенного, Б-г не сказал в конце его творения: «…ибо это хорошо». Ведь все в мире либо совершенно, либо в состоянии достичь совершенства, человек же и несовершенен, и достичь полного совершенства не в состоянии. Его совершенство в том и состоит, что он постоянно развивается, постоянно раскрывает заложенные в нем возможности.
Три области самосовершенствования [↑]
Сказано в «Пиркей Авот» (2:12): Раби Йоси говорит: «Да будет имущество твоего товарища так же ценно для тебя, как твое собственное; и приготовь себя к изучению Торы, которая не досталась тебе по наследству; и да будут все твои поступки во имя Небес».
Объясняет Маараль, что имущество твоего товарища должно быть так же ценно для тебя, как твое собственное, и тем самым совершенными становятся твои отношения с другими людьми. Раби Йоси выбрал именно этот аспект отношений с другими, потому что, если даже имущество твоего товарища ценно для тебя, тем более, ты будешь внимательно относиться к нему самому. Для того, чтобы достичь совершенства в области отношений с другими людьми, человеку следует неустанно работать над своими нравственными качествами (мидот).
Внутреннее совершенство человека возможно лишь через изучение Торы. Только Тора возвышает человека над косной материей и делает его разумным существом. Заповедь изучения Торы дана человеку так, чтобы обязывать его заниматься Торой постоянно, не прерываясь, и таким образом, не прерывается и работа над нашим внутренним совершенством.
Совершенство в третьей области, в отношениях с Б-гом, достигается нашими намерениями: когда все поступки человек совершает ради Небес. Наши Учителя учат нас подводить итоги — делать хешбон нефеш (проверять свою душу) — на исходе каждого дня. Что ты успел сегодня, что не успел, и почему? Что сделал хорошего и плохого; что собираешься делать завтра; что хочешь улучшить в себе, что исправить? Без этой работы невозможно самосовершенствование, ради которого наша душа отправлена в школу жизни, без нее нельзя достичь цели, которая поставлена перед нами Творцом.
Саморазвитие во имя Небес [↑]
Прежде чем приступить к какой-либо области саморазвития, каждый может провести для себя очень простой тест, ответив себе на вопрос.
Я хочу выучить итальянский язык — чтобы понимать, о чем поет Челентано? Или потому что мне предстоит возглавить еврейскую общину в небольшом итальянском городке? Я хочу заняться развитием памяти — чтобы поражать знакомых знанием наизусть поэм Шекспира? Или чтобы продвинуться в изучении Торы? Честный ответ на вопросы: зачем мне курс ораторского искусства, тайм-менеджмента, рисования? Зачем мне вегетарианство, горные лыжи, волонтерство? — поможет расставить правильные ориентиры и заниматься саморазвитием во имя Небес, а не во имя амбиций, моды или острых ощущений.
Это не означает, что в вашем списке целей саморазвития в конце концов не останется ничего, кроме связанного напрямую с учебой или работой. Ведь у каждого человека в этом мире своя уникальная задача, которую никто, кроме него, не может выполнить. Цель каждого из нас — понять, каково наше задание в этом мире и максимально реализовать свой потенциал. Для этого Вс-вышний заложил в каждого способности — творческие, умственные, физические, — и мы обязаны эти способности распознать, развивать и использовать — во имя Небес.
В необходимости развивать свои умственные способности никто не сомневается. В мире ешив в процессе тысячелетней постоянной работы по самосовершенствованию накоплен колоссальный опыт, который передаётся из поколения в поколение. Подробно об этом говорится, например, в книгах известных раввинов: рава Исраэля Салантера, рава Шломо Вольбе.
Для человека, занимающегося умственной деятельностью, очень важно использовать свои интеллектуальные возможности максимально. В современном мире отсутствие концентрация внимания стало настоящей проблемой из-за всеобщего пристрастия к телевидению, компьютерным играм и интернету.
Поэтому надо постараться приучить мысль работать направленно, не перескакивая с одного аспекта на другой, и использовать мыслительную способность мозга максимально. Для этого существуют определенные техники и методики.
Если человеку даны творческие способности, то он должен приложить силы и к их развитию. Вс-вышний создал наш мир прекрасным и хочет, чтобы мы множили эту красоту и гармонию, окружая нашу повседневную жизнь эстетикой: будь то архитектура, украшения, мебель, одежда или красиво изданная книга.
Всем нам дано физическое тело — сосуд для души, за которым мы обязаны ухаживать, ведь Вс-вышний повелел: «Берегите же очень ваши души» (Дварим 4:15). Мы не должны включать в цели саморазвития пункт «стать чемпионом по легкой атлетике», но регулярные занятия физкультурой для человека умственного труда несомненно являются одним из способов заботы о своем теле.
Рав Келонимус Калмиш Шапиро в книге Ховот аТалмидим обращается к своим маленьким ученикам: «Мы хотим, чтобы лицо твое осветилось прекрасным светом Шехины, чтобы твой мозг, сердце и все тело открылись для Торы и служения Б-гу, чтобы ты ощутил душой близость Г-спода, чтобы ты смог разговаривать с Б-гом и просить Его, как сын просит отца. И чтобы Он бросался исполнять твои просьбы, как отец исполняет просьбы любимого сына».
Когда мы будем смотреть на все свое существование, на свои жизненные цели и задачи и способы их достижения как на Служение — наши лица озарятся светом Шхины и удостоимся, с Б-жьей помощью, ощутить душой близость Вс-вышнего.