Темы: Самоубийство, Запреты, Испытание, Заповеди, Истина, Праведник, Рав Яаков Гельфман, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСуществует распространённое мнение, что, якобы, «Б-г не посылает испытаний выше сил человека». Есть ли этому подтверждение в Торе? Если есть, почему тогда люди совершают самоубийства? Получается, испытание может быть всё-таки выше сил?
Здравствуйте!
Вопрос, который Вы задаёте, чрезвычайно важен, на мой взгляд. Но трудно дать на него однозначный ответ.
Попробую привести здесь размышления, которые возникли у меня на эту тему — на основе моих знаний и обсуждения со знающими и понимающими людьми.
Источник утверждения, которое Вы приводите, насколько мне известно, следующий. Рав Йехезкель Абрамский после Второй мировой войны некоторое время был раввином в Англии. Там он читал лекции по недельной главе евреям — студентам университета. И дошёл до главы Ки Теце, где приводится закон, согласно которому разрешено жениться на женщине (нееврейке), пленённой на войне. Рав Абрамский колебался: как правильно преподать эту тему молодым людям, достаточно далёким от еврейства?
И на лекции он вывел из этой заповеди следующий урок. Есть люди, которые считают, сказал он, что соблюдение Торы для них неприемлемо. Одни скажут, что невозможно в наше время соблюдать субботу. Другим тяжело с кашрутом и т. п. Но Тора дана на все времена. И Творец, зная человеческую природу и условия жизни, дал только заповеди, которые под силу человеку. Откуда мы это знаем? Из нашей недельной главы.
Ведь как можно объяснить, зная строгое отношение Торы к разврату вообще и к связи с нееврейкой в частности (см. конец главы Пинхас), что в данном случае Тора разрешает запретную связь? Вывод однозначен. Творец учитывает здесь слабость человеческой природы и то состояние, в котором человек находится на войне, невольно для себя встречаясь с соблазном. И поэтому разрешает то, от чего человек всё равно не смог бы воздержаться.
Так значит, Тора не предписывает того, что невозможно исполнить? А если Тора всё же что-то предписала, значит, это по силам человеку! Так закончил урок рав Абрамский.
Но это — в общем и целом. То есть, понятно, что заповеди Торы даны человеку, а не ангелам и, соответственно, учитывают природу человека. Но, с другой стороны, понятно: чтобы соблюдать заповеди, нужна хорошая подготовка и знания.
Когда человек с рождения воспитывается в обществе, полностью живущем по законам Торы, он получает эту подготовку — моральную и информационную. Всегда будут те, кто ему поможет в этом, поправит и направит в нужном направлении. Но, если человек вырос в среде, ценности и «устои» которой кардинально отличаются от ценностей и устоев Торы, то понятно, что ему будет очень трудно соблюдать предписания Торы. И даже после того, как он постепенно привыкнет к требованиям Закона, изменить само мышление останется для него совсем непростой задачей.
В таком случае понятно, что требования Небес к нему на каждом из этапов его продвижения — иные, чем требования к человеку подготовленному. Правда, нужно оговориться: так как человеку трудно определить свои возможности, душевные и физические, нужно стараться соблюдать всё, что в наших силах, постоянно советуясь с мудрыми людьми, приобретая новые знания, а главное — делать всё это чистосердечно, не пытаясь увильнуть от истины. Ведь, в конце концов, это в первую очередь в наших интересах!
Но Вы говорите об испытаниях. По моему пониманию, испытание — это проверка человека в той области, где, вроде бы, он уже ведёт себя правильно в обычных условиях. Но не знает, сможет ли повести себя правильно в условиях экстремальных...
От чего зависит, выстоит ли человек в испытании? Это зависит от того, насколько глубоко принципы, которым он следует, укоренились в его сознании, и от его иерархии приоритетов. Например, если соблюдение кашрута для человека не так важно, а вот привычка хорошо поесть — очень сильна, то, если он окажется в ситуации, когда кошерная пища недоступна, а соблазн велик, он оступится и попробует некошерного. Это испытание, которого он не выдержит.
Поставят ли его Свыше в такую ситуацию? Вполне возможно, если он мог приобрести моральную закалку для того, чтобы ставить интересы духовные выше материальных, но не сделал этого. И, даже если у него не было такой возможности, подобного рода испытание может заставить его задуматься о роли кашрута в его жизни и пересмотреть своё отношение к еде.
Если мы задумаемся над сказанным, то поймём, что возможность выстоять в испытании строится задолго до того, как приходит само испытание. Ведь это напрямую зависит от той системы ценностей, которую человек строил в своей душе в течение всей жизни, предшествующей испытанию. И, если человек шёл неверным путем, то неудивительно, что он не сможет выдержать испытания, которые ставит перед ним жизнь.
То же самое касается и отношения к жизни вообще. Иерархия ценностей нерелигиозного общества, когда жизнь важна только для удовлетворения желаний и потребностей, приводит к росту числа самоубийств. Ведь, если человек не достиг желаемого или переживает глубокий кризис, то ставится под вопрос ценность самой жизни… И часто человек оказывается не в состоянии снести это горе или стыд и т. д. И получается, что перед ним испытание, которого он не может выдержать...
Но, на самом деле, если бы он жил ценностями Торы, то знал бы истинную ценность жизни. И тогда — или не оказался бы вообще в такой ситуации, или не дошёл бы до самоубийства.
Конечно, для любого человека из плоти и крови существуют испытания, которые он не в силах преодолеть. Это мы видим в нескольких местах в Талмуде. В общем и целом можно сказать, что человек, который старается идти путем Торы в соответствии со своим разумом и возможностями и ИЗБЕГАЕТ ситуаций, в которых соблазн слишком велик, учитывая свои слабости, не подвергнется таким испытаниям или сможет преодолеть трудности.
Но, даже если и оступится, не упадёт духом, а продолжит работать над собой, чтобы не упасть ещё раз. И об этом сказано: «Ибо семь раз упадет праведный, но (всё равно) встанет…» (Мишлей 24:16).
С глубоким уважением, Яков Гельфман
Рав Яков Гельфман
В чем конкретные преимущества его существования?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шломо Гольдман
Рав Берл Набутовский
Убить себя — не лучше, чем убить другого?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?