Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему иудаизм запрещает бальзамирование тел умерших?

Темы: Фараон, Похороны, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин! Ответьте, пожалуйста, почему иудаизм запрещает бальзамирование тел умерших людей для их последующего сохранения?

Бальзамирование известно с глубокой древности, например, фараоны Древнего Египта верили в жизнь после смерти при условии бальзамирования и сохранения их тел. Многие люди сегодня верят в необходимость сохранения их мертвых тел для будущего воскресения. Например, в Америке существует целая компания, которая занимается крионикой — замораживает тела умерших людей в бочке с жидким азотом и обещает воскресить их в будущем.

Почему иудаизм против подобных экспериментов, что плохого в том, что люди не хотят гнить в земле после смерти, не хотят, чтобы их тела съели черви в могиле??? Ведь сохранение тел многих людей в течение долгого времени после их смерти — это чудо! Например, египетский фараон Рамзес умер 3500 лет назад (ещё до Исхода евреев), а его мумия прекрасно сохранилась и лежит в музее! А коммунистический лидер Ленин умер почти 100 лет назад, а лежит в Мавзолее как живой! И люди ходят смотреть на него как на чудо!

А вот тела еврейских пророков (Моше, Шмуэля, Даниэля и всех остальных) полностью сгнили в земле и были съедены червями!!! Из-за этого многие суеверные люди скажут, что Фараон Рамзес лучше, чем пророк Моше, потому что его мумия прекрасно сохранилась, а Ленин лучше, чем, например, Хафец Хаим, по той же причине. Почему запрещено набальзамировать тело какого-нибудь великого цадика или раввина (например, последнего хасидского Ребе), положить его в мавзолей и демонстрировать всем желающим как победу и достижение иудаизма? Спасибо за ответ. С уважением, Андрей

 

Отвечает рав Арье Гальчук

Уважаемый Андрей!

Тела еврейских пророков не сгнили в земле! В Талмуде (Бава Батра 17 б) сказано, что тел семи праведников совершенно не коснулось тление. Вот их имена: Авраам, Ицхак и Яаков, а также сын Яакова Биньямин, Моше, Аарон и Мирьям. (По некоторым мнениям, к ним относится также и царь Давид).

Но и тела других праведников, уверяю Вас, выглядят гораздо лучше, чем мумия египетского фараона Рамсеса! Об этом существуют многочисленные свидетельства, Вы можете ознакомиться с некоторыми из них в книге «День памяти — Йорцайт», выпущенной в Иерусалиме в издательстве «Пардес». Причем речь идет не только о великих мудрецах, но даже о простых людях. В книге Мишлей (14:30) сказано: «Исцеление плоти — мягкое сердце, а гниение костей — зависть». Объясняют наши мудрецы (Шабат 152 б): если в человеке есть зависть — его кости гниют, если нет зависти — не гниют.

В трактате Бава Мециа Вавилонского Талмуда (84 б) рассказывается о мудреце по имени раби Элазар, сыне великого таны раби Шимона бар-Йохая. Он знал, что мудрецы не полностью довольны его поведением и не согласятся похоронить его с должными почестями. (Не разрешат ему быть похороненным на горе Мерон вместе со своим отцом — Бен-Йеойада). Перед смертью он просит жену поднять его тело на чердак и оставить там. Рассказывают, что его тело пролежало незахороненным не менее восемнадцати лет и все это время оставалось нетленным! Лишь однажды женщина увидела, как из его уха выполз червь. Явившись ей во сне, раби Элазар объяснил: это произошло потому, что один раз в жизни он услышал, как оскорбляют мудреца Торы, и промолчал.

Бальзамирование не допускается еврейским Законом, поскольку то, что происходит с телом в могиле, должно стать частью процесса искупления. Кроме того, многие техники сохранения внешнего вида умершего по сути являются надругательством над его телом. По той же причине нельзя выставлять тело умершего на всеобщее обозрение — в этом есть пренебрежение к чувствам покойного.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его