Темы: Страх, Благодарность, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныНаписано у нас в Торе, что зло не спускается Cвыше, но часто в жизни мы сталкиваемся с проблемами, задачами, которые, кажется, трудно преодолеть и в голову лезут мысли, что у тебя, не дай Б-г, что-то не получится в жизни. Как это преодолеть, какие у вас взгляды на это? Денис
Здравствуйте, Денис!
В голову лезут мысли, что, не дай Б-г, что-то не получится в жизни… Описываемое Вами состояние вполне понятно, оно действительно возникает у многих людей.
Как это преодолеть?
Люди разные, и для каждого работают свои методы. Лично я нахожу относительно действенными следующие аргументы:
Допустим, браться за то или иное дело страшно: я еще никогда этого не делал, кто знает, что будет, а вдруг не выйдет?
Да, может не выйти. Но что же, изначально пасовать и НЕ браться? А если это реальная возможность решить проблему и/или чего-то добиться, куда-то продвинуться, вырасти? И, если не возьмусь, то ТОЧНО не решу проблему и ничего не достигну. А если возьмусь, то, может быть, достигну? А вдруг получится?
Что же делать? Давай ПОПРОБУЕМ. Не будем чрезмерно надеяться, не будем убеждать себя, что нам все по плечу. Допустим, что, скорее всего, не получится, но пока что — просто попробуем это сделать, ведь может и получиться! В крайнем случае, если действительно окажется слишком трудно, всегда можно отступить и сказать себе, что не выходит. Оставим себе внизу такую страховочную сетку — и полезем вверх, на эту, вроде бы, неприступную скалу. Предпримем шаги, которые, по идее, могут привести наверх. И посмотрим, что выйдет.
И тогда, бывает, оказывает, что — смотри-ка, получается! «Глаза боятся — руки делают». Или, может быть, Б-г помогает?
Но почему глаза боятся? То есть, почему Б-г изначально так мучит человека и создает впечатление, что не получится, и тянет спасовать, избежать риска?
Если бы такого впечатления не было, если бы человек изначально чувствовал, что все сможет, он бы и делал все, не задумываясь ни о сложности пути, ни о Б-ге, Который может помочь.
Да и, вообще, ни о чем бы не думал. Как большинство здоровых людей ходят, не задумываясь о том, что ходить может быть трудно, что эту нашу способность постоянно поддерживает Б-г. И только когда болит нога или человек, не дай Б-г, вовсе становится инвалидом, то начинает понимать, как это на самом деле непросто и как неправильно воспринимать все «нормальные» способности, как должное.
Слава Б-гу, у большинства из нас нет причин сомневаться, сумеем ли мы выйти на улицу и дойти туда, куда нам надо. Но сумеем ли дойти до своей цели в жизни? В этом есть причины сомневаться. Но только это и вынуждает нас думать о Б-ге. И понимать, что, если Он нас туда не возьмет, то своими ногами действительно можем не дойти. Как сказано обо всех типах соблазна: если Б-г человеку не поможет, он не справится (Кидушин 30 б). Ведь, действительно, нас ждет столько разных этапов и ступеней, столько всего может не получиться!
Так что глаза боятся потому, что чувствуют: без помощи Б-га руки действительно ничего не смогут сделать. Поэтому в путь следует отправляться — с Б-гом.
И, если потом окажется, что — каким-то образом — справились, то надо помнить, каким именно.
Чтобы не получилось, как в той притче: при переходе через железнодорожные пути у человека застревает нога. Он пытается ее высвободить, первоначальное легкое волнение постепенно переходит в панику, особенно — когда вдали появляется поезд. «Б-же, помоги мне!» — обращается он к Небесам. «Если поможешь, если спасешь, я стану лучше… Я всю жизнь буду соблюдать заповеди… О, Б-же, неужели… Спаси, я всю жизнь буду...» В этот момент ему, наконец, удается высвободить ногу, и он успевает откатиться на безопасное расстояние: «…ладно, Б-же, уже не надо, я тут сам справился». (Есть и другие версии, с той же моралью).
В другом месте в Талмуде (Сукка 52а) сказано: в будущем злое начало — соблазны, препятствия — представится праведникам как высокая гора, и они будут плакать и недоумевать: как мы смогли покорить эту вершину?
А вот как: и сами — и с Б-жьей помощью. Пробовали, пытались, шагали, делали свое дело — а Б-г их «перенес». А если бы не пытались, то не «перенес» бы, все-таки свои усилия надо прилагать. Хотя бы попробовать. А потом — не забыть, Кто все-таки перенес. Ведь не само же «перенеслось» — «оно»...
С уважением, Меир Мучник
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Реувен Куклин
Я долго думал, размышлял и пришел к выводу…
Рав Даниель Маршальский
Зачем нужен страх?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Ховот аЛевавот, Обязанности сердец»
Рав Арье Кацин
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?