Темы: Дарование Торы, Синай, Рав Менахем Эпель
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос. Если евреи в пустыне двигались, только когда двигалось облако, то как они могли поспешно уйти от горы Синай? Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте!
Спасибо за хороший вопрос. Ответ на него дает раби Йерухам Лейвович, известный наставник ешивы Мир, в своей книге «Даат Тора». Он приводит комментарий Рамбана к к стиху «И отправились они от горы…» (Бемидбар 10, 33). Рамбан пишет, что евреи ушли от горы Синай с радостью, как ребенок, убегающий из школы. И сказали: «Как бы не добавил нам еще заповедей». И пишет об этом раби Йерухам: «Ведь все их переходы были по слову Всевышнего, и они обязаны были уходить, почему же тогда их уподобляют ребенку, убегающему из школы? Поэтому мы должны сказать, что, хотя они и обязаны были уходить от горы Синай, они проявили некоторую поспешность, бОльшую, чем было необходимо. Они поспешили уйти сразу, как только было объявлено о переходе, не обращая внимания на то, что им приходится оставить вожделенную сокровищницу — гору Всевышнего. И эта их небольшая поспешность была замечена, и они были осуждены, подобно ребенку, убегающему из школы…»
К этому можно добавить, что в Тосафот (на Талмуд, трактат Шабат) приводятся эти слова мудрецов с небольшим дополнением: «Как ребенок, который выходит из школы. Он убегает, а потом идет». На первый взгляд, непонятно, что значит: выходит, убегает и идет. Или выходит, или убегает. И зачем добавлять, что потом он идет? Но благодаря объяснению раби Йерухама — все понятно! Ребенок действительно выходит, то есть, он идет домой после окончания занятий — «по звонку». И, хотя ему уже можно идти домой, он сначала радостно выбегает из школы, а только потом спокойно идет. Именно эта радость и поспешность была вменена евреям в вину, так как сам уход был законным — «по звонку».
С уважением Менахем Эпель
Рав Эльяким Залкинд
Десять заповедей у горы Синай слышал весь народ? Или только Моше?
Рав Моше Абрамович
Кто вышел из Египта? И что теперь делать?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
Разве не от Всевышнего!?:)
Редакция Толдот
Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в ешиве для баалей тшува «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.
Рав Менахем Эпель
Что это за концепция и почему отсутствует в иудаизме?
Рав Менахем Эпель
Зачем тогда иметь много детей?
Рав Менахем Эпель
Чем бесы подобны ангелам, а чем — людям?
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»