Темы: Самоубийство, Злословие, Убийство, Рав Моше Сытин, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШавуа тов (хорошей недели)! На одном из уроков, посвященных еврейской традиции, мы с учениками разбирали закон «Не убивай». Один из присутствующих учеников задался таким вопросом: если кто-либо, будь то один человек или группа лиц, создают такую обстановку, что доводят человека до самоубийства (хотя это может быть неумышленно), считается ли это нарушением данной заповеди? Я решила не отвечать поспешно, а посоветоваться с вами. Буду очень благодарна, если вы прольете свет на этот сложный и, в то же время, существенный вопрос. С ув., N.
Здравствуйте!
Спасибо за Ваш вопрос. Согласно букве закона, нельзя назвать убийцей и привлечь к уголовной ответственности человека или группу людей, толкнувших другого на самоубийство. Человек, наложивший на себя руки, несет полную ответственность за свой поступок, если, конечно, он был вменяем и не страдал тяжелым психическим расстройством.
Также нельзя сказать, что доведение до самоубийства — это опосредованное убийство, «грама», за которое полагается смерть от руки Небес. Поскольку в данном случае человек действует по собственному желанию, в отличие от «грама», когда у жертвы нет возможности спастись, хотя убийца и не убивает ее своими руками. Классический пример «грама»: убийца связывает жертву и оставляет на голодную смерть или на растерзание хищникам (Рамбам, «Законы, касающиеся убийцы» 3, 5). В такой ситуации при всем желании у жертвы нет возможности избежать смерти. Но в случае суицида акт убийства совершается самой жертвой, и с точки зрения земного суда не имеет значения, что именно вызвало суицидальные намерения у самоубийцы.
Тем не менее, с этической точки зрения, безусловно, люди, которые довели человека до самоубийства, несут моральную ответственность за случившиеся и должны раскаяться — совершить тшуву, т.к. нарушили заповеди, регулирующие отношения между людьми. (Понятно, что у суицида может быть множество причин, начиная от серьезных психических расстройств и заканчивая жизненным кризисом, который может быть у каждого адекватного человека, и нельзя винить окружающих в любом самоубийстве. В данном случае мы говорим о ситуации, когда суицид вызван социальной изоляцией и травлей. В этом случае вина окружения очевидна).
Тора строго запрещает оскорблять или задевать человека вне зависимости от того, приведет это к попытке суицида или нет. Более того, если человека унижают прилюдно и он бледнеет от унижения, это само по себе уже приравнивается к убийству (Авот 3, 14). В гемаре Бава Меция 58 б сказано, что лучше человеку прыгнуть в горящую печь, чем опозорить ближнего прилюдно. И хотя суд за это не наказывает, т.к. физического кровопролития не совершается, с точки зрения морали — здесь было совершено убийство, т.к. была уничтожена и раздавлена личность человека. А, как известно, множество самоубийств, особенно в подростковом возрасте, совершается именно из-за тяжелых переживаний, вызванных травлей окружающих. Не говоря уже о глубокой психологической травме, которую человек получает в результате этого на всю жизнь. Запрещено обзывать человека или давать ему обидные клички, такое поведение называется «онаат дварим» («словесное оскорбление», см. Ваикра 25:17), «лашон а-ра» (злоязычие), «рэхилут» (клевета), это нарушение запрета «не ненавидь брата твоего в сердце твоем» (Ваикра 19, 7) и повеления «люби ближнего твоего как самого себя» (там же, 18). Мудрецы сказали, что это повеление подразумевает также обязанность заботиться о репутации ближнего так, как человек заботится о своей. Это лишь краткий список заповедей, которые нарушают люди, доводящие других до отчаяния и самоубийства.
Существует принцип: Всевышний приводит добро в этот мир через людей, достойных этого добра, а зло, соответственно, через людей, добра не достойных… Поэтому, хотя самоубийца нарушает страшный запрет и сам несет ответственность за свой поступок, если самоубийство было совершено на фоне недостойного поведения окружения, значит, люди, составляющие это окружение, оказались достаточно плохи и вполне достойны стать причиной трагедии.
Нет сомнения: если бы все люди выполняли в полной мере заповеди, регулирующие отношения между людьми, были бы более чуткими и отзывчивыми друг к другу, число суицидов в мире было бы намного меньше.
С уважением Моше Сытин
Рав Берл Набутовский
Убить себя — не лучше, чем убить другого?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Яков Гельфман
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Шломо Гольдман
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его