Темы: Иштадлут, Успех, Предназначение, Смысл жизни, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер! Есть мнение, что человек, пришедший в этот мир, родился для успеха. И у него есть шанс, возможность иметь успех — иметь финансовую свободу, хороших друзей, заниматься любимым делом и т.д. Конечно, для этого нужно прилагать усилия, совершать необходимые действия, работать над собой и пр. и верить, что, если сделаю все от меня зависящее, этот успех придет. А вдруг для моей жизни этот успех не предназначен и я его при жизни не увижу? Внутри меня есть желание, жажда изменений во всех сферах жизни, стать лучшей собой, иметь финансовую свободу, изменить свою жизнь и помочь в этом тем, кто дорог. И в то же время есть страх: а вдруг это не для меня? Как узнать, есть воля Вс-го для меня на это или нет? Спасибо за ответ. Надеюсь, я понятно изложила. Мария
Здравствуйте, Мария!
В целом, Вы изложили понятно.
(Единственное уточнение — наверное, лучше опустить «при жизни»: так можно говорить об известности, популярности, признании, которые могут быть и не при жизни. А мы говорим о любимом деле, материальном благополучии, друзьях, которые только при жизни и могут быть).
Итак, могу ли я добиться в жизни изменений и получить те блага, о которых мечтаю, добиться успеха? Или, может быть, все это не для меня?
Это воистину хороший вопрос. Ведь всем нам свойственно мечтать обо всем хорошем — особенно, когда видим, что оно есть у других. И я хочу! Но не всем всё дано — и вовсе не всем обязательно всё иметь для истинного успеха. И, как Вы правильно отмечаете, вопрос тут — на что Воля Всевышнего?
Его Воля на то, чтобы мы выполнили в жизни роль, которую Он нам дал. В соответствии с этой ролью Он задал нам и характер, и способности, и жизненные обстоятельства. Все это — «инструменты», данные Им для выполнения нашей роли. А те, что не нужны, те и не будут даны — и нет смысла завидовать тем, у кого они есть. Если у кого-то дома красивый рояль, это не значит, что и мне нужен такой — если сам я играть не умею, то зачем он мне? Даже если я его заполучу, поставлю дома и попытаюсь как-то нажимать на клавиши, то много ли выйдет пользы и красоты?
И так оно со многими благами в жизни: вовсе не все они будут благами у меня в руках, даже если в чужих руках смотрятся хорошо и действительно приносят пользу.
Это не значит, что ничего нового у меня появиться не может: ведь жизнь постоянно меняется, и наша роль тоже — мы растем, развиваемся, получаем новые задания. Поэтому на разных этапах жизни Б-г может давать человеку новые «инструменты».
И когда мы стремимся заполучить какое-либо благо, вопрос здесь — дает ли этот инструмент Б-г?
Если дает, то признак этого — естественность процесса получения. Благо «само идет мне в руки». Мне поступает предложение о новой работе, которая может оказаться интересной и/или прибыльной. «Случай сводит» с человеком, который может предложить такую работу — или стать хорошим другом. А иногда «жизнь заставляет» или «толкает» на что-то. «Так получилось, что мне пришлось», — а потом понравилось. Я и не знал, что являюсь хорошим пловцом, но жизнь «бросила в воду» — и оказалось, неплохо получается.
И если изучить повнимательнее жизнь тех известных нам людей, которые добились успеха, то во многих случаях обнаружится, что они вовсе не планировали свой успех и не выбирали сознательно эту тропу, а «так получилось». А то и вовсе чувствовали, как будто их Кто-то направляет.
Но ведь есть люди, которые явно пробивают себе путь, активные, предприимчивые! Они явно не сидели, сложа руки, ожидая золотого дождя, они проявили инициативу и построили свой успех. Разве не так надо?
Это тонкое дело. Да, успех далеко не всегда приходит сам, часто надо постараться, проявить инициативу, что-то сделать, к кому-то обратиться и т.д. Но упирается все в тот же вопрос: естественный ли для меня этот путь? О том, что именно естественно, человек обычно знает (или чувствует) сам — или «жизнь» подсказывает. Я знаю, к кому мне обратиться, и чувствую, что это можно, удобно, в чем проблема? А если не знаю и нет возможности выяснить, или знаю, но чувствую, что неудобно, неуместно, — то, может быть, и не надо? А иногда неудобно, но ситуация такая, что приходится, никуда не денешься, надо себя побороть — значит, действительно надо.
Одного певца, который пользовался известностью и успехом, но все же не был ведущим в своей сфере, спросили: почему Вы не пробиваетесь дальше? Он ответил: а Вы скажите мне, как «пробиваться», что для этого надо делать? Сам он, оказывается, не знает. А как же добился того успеха, что есть? А к нему он тоже не «пробивался», просто так «получилось».
И если другие оказались более «пробивными» и добились чего-то благодаря своей активности, то это не обязательно означает, что он не проявил должной сноровки и напористости и упустил шанс. Ибо другие на самом деле тоже не пробиваются искусственно, а делают то, что им кажется естественным. То, чего «не могут не делать». Не могут молчать. Не могут не писать. Не могут не бороться. В силу своего характера и обстоятельств они не могут поступить иначе. Им «сам Б-г велел». Они действуют потому, что их на это действие толкает Он.
И если этого человека Б-г не толкнул, то и не надо толкаться. Даже если куда-то пробьется, это будет неестественным — и чреватым неприятными последствиями. Попадет в дурацкие ситуации, а то и будет бит. Окажется не на своем месте. (Опять же, если нет выбора и так получилось, значит, все-таки толкнул Б-г и надо потерпеть и пройти через это).
Одним словом, не надо толкаться, а надо делать то, на что толкает Б-г.
На то, что человек должен совершить, Б-г его толкнет. Либо сам человек почувствует, что так должен действовать и не может иначе, либо другие попросят так, что не сможет отказаться, или такой будет ситуация.
И с теми людьми, с которыми стоит дружить, Б-г сведет. Один мой знакомый живет в районе, где также живут многие знаменитости, он иногда видит их на улице. Вот это да, круто было бы с ними познакомиться, подружиться! Но он не подходит и не знакомится: а что я им скажу? Если нечего сказать, то и не надо. Тому человеку, с которым ему назначено дружить, моему знакомому будет что сказать.
И так оно с любого рода успехом, который Б-г предназначил для меня. Он хорошо все спланировал, и надо довериться Ему — Он ведет нас по тому пути, который для нас проложил.
Остается искренне пожелать Вам предназначенных для Вас успехов!
С уважением, Меир Мучник
Рав Натан Агрес
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Меркантильность заложена во всём Завете, заключённом на Синае?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его