Темы: Еврейская молитва, Благословения, Рав Мендель Агранович, Материальный ущерб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Так получилось, что я, имея портфель акций на бирже, потерял его. Не суть, как это произошло, но факт налицо. Мой друг говорит, что я должен сказать специальное благословление. Мне странно, правда ли это? Ведь во времена получения Торы не было биржи, как же есть браха? И в чем браха, и когда её нужно говорить? С уважением, Михаил, Нью-Йорк — Тель-Авив
Большое спасибо Вам, Михаил, за этот вопрос.
В первую очередь хотелось бы пожелать Вам: пусть Всевышний восполнит Вам потерянное. А также благословит и увеличит благосостояние, ведь возможности Его безграничны!
Теперь по сути Вашего вопроса.
Вы правы, во время дарования Торы биржи не было, но имущественные потери были всегда, и о них есть законы в наших источниках.
Шулхан Арух (Орах Хаим 222), основываясь на словах Талмуда в трактате Брахот (54, 59, 60), приводит следующий закон:
Услышав дурные вести, человек произносит благословение: «Благословлен, Ты, Господь, Всесильный наш, Царь мира, Судья Истинный!»
Хафец Хаим говорит: всякий раз, когда у человека есть «цаар» (печаль, горе, грусть), ему следует произносить это благословление.
Но он же полагает: если человек получил сообщение, что на его поле больше сорняков, чем пшеницы, или же его жена родила девочку, а он хотел мальчика, ему не следует произносить это благословение, как у него никогда не было пшеницы, никогда не было сына. Ему их просто не полагалось с Небес.
Но если это благо уже было у него, а потом он его лишился, надо произнести благословение.
Например, если поле сгорело или смыто наводнением, ребенок, не дай Б-г, умер, тогда согласно постановлению мудрецов произносят это благословение — признание истинности Небесного Суда.
Пример с наводнением на поле интересен еще и следующим. Талмуд в трактате Брахот (60а) и Шулхан Арух (222: 4) говорят, что в этом случае нужно благословлять, несмотря на то, что поле благодаря наводнению получило необходимые удобрения и стало вновь пригодным для посева. Так как в данный момент человек потерял урожай и эта потеря требует «признания справедливости Суда», несмотря на возможную выгоду, которое затопление принесет в будущем.
Возвращаясь к Вашему вопросу: даже имущественные потери требуют благословления — согласно перечисленным источникам.
В связи с этим приведем слова Талмуда и Шулхан Аруха (там же, § 3):
Как благословляет человек за все хорошее, так должен он благословлять за все дурное… Поскольку принимает с любовью все, что постановил для него Всевышний, Благословлен Он.
Вот слова автора Мишна Брура, великого Хафец Хаима, рава Исроэля-Меира Коэна:
Ибо соответственно Высшей Истине все страдания — как телесные, так и связанные с имуществом — все это искупление грехов, дабы не пришлось человеку страдать в Мире Будущем, ибо там наказание намного больше.
Это мысль, очень важная для понимания «устройства мира». Страдания в этом мире призваны искупить страдания в мире вечности, «малой кровью» этого мира можно исправить огромные страдания мира вечности. Задача же человека — принять их с любовью, признать истинность, справедливость, прямоту решения Всевышнего.
Это непростая работа, нужно сделать над собой большое усилие, дабы принять это глубоко, в сердце, на уровне чувств.
Даже если сейчас благо, которое, в конечном счете, нам принесет эта потеря, не очевидно, скрыто, наша задача — знать, что оно существует, что мы узнаем о нем после 120 лет нашей жизни здесь, когда раскроется план, составленный Всевышним для нашей жизни, и то, как и где мы от этого плана отступили.
Когда нужно произносить благословение? В тот момент, когда человек услышит дурную весть, после того, как он продумает для себя те мировоззренческие моменты, которые мы упомянули здесь. Постфактум это возможно и через некоторое время.
Еще раз пожелаем Вам удачи во всем, в том числе и в бизнесе!
Не желаем никому страданий, лишь служить Ему в радости, достатке и здоровье!
С уважением, Мендель Агранович
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Бенцион Зильбер
Потеря денег — тоже к лучшему?
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его