Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правило мудрости — молчание. Цена слова — золотой, молчания — два»Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 86

В какой из двух месяцев Адар надо увеличивать радость?

Темы: Пурим, Еврейский календарь, Адар, Радость, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Добрый день! К какому из 2-х месяцев Адар относится предписание об увеличении радости, и в чем эта радость должна выражаться? Заранее спасибо! Л.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Л.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, давайте вкратце вспомним о том, почему в еврейском календаре есть високосный год, т.е. добавляется второй месяц Адар.

Зачем нужен дополнительный месяц?

Как известно, продолжительность периода обращения Земли вокруг солнца — 365 дней, а Луны вокруг Земли — 354 дня. Т.е. мы видим, что солнечный год длится дольше лунного приблизительно на 11 дней. Продолжительность обращения Луны вокруг Земли оставляет 29 дней 12 часов и 793 части часа. Продолжительность еврейского месяца устанавливается согласно обращению Луны.

Талмуд (Сангедрин 13а) сообщает: существует требование, согласно которому устанавливаются еврейские праздники, — праздник Песах должен всегда выпадать на весну, как сказано в Торе (Дварим 16:1): «…помни весенний месяц». Получается, если мы будем рассчитывать продолжительность месяца по Луне, то месяц Нисан, месяц Песаха, будет постепенно «сдвигаться», ведь времена года определяются по солнцу. И, в конечном счете, Песах не выпадет на весну. Чтобы этого не случилось, приблизительно раз в три года календарь «корректируют» и добавляют к последнему перед Нисаном месяцу Адару еще один месяц, так называемый «второй Адар», для того, чтобы следующий за ним месяц Нисан был уже весенним.

Сегодня нет необходимости делать корректировку самостоятельно, поскольку мы пользуемся календарем, который был рассчитан мудрецом Второго Храма Гилелем. Гилель, последний президент Сангедрина, внук раби Йегуды а-Наси, составившего Мишну, увидел, что Израиль ждут страшные бедствия, число мудрецов уменьшается, а римляне ставят препятствия освящению нового месяца. Поэтому собрал величайших мудрецов того поколения, и бейт-дин в таком составе рассчитал календарь новомесячий, праздников и других дат вплоть до дня Избавления.

С началом месяца Адар увеличивают радость

Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу. О том, что с началом месяца Адар увеличивают радость, сказано в Талмуде (Таанит 29а). Основной комментатор Талмуда — Раши — объясняет: потому что в этот период еврейскому народу посылались чудеса, те, которым посвящены праздники Пурим и Песах. Основываясь на словах Раши, рав Яаков Эмден (Шеилат Яавец 2:58) приходит к выводу, что радость связана именно с тем периодом, когда отмечаются праздники Пурим и Песах. По еврейскому закону основным считается «второй» месяц Адар, т.к. Пурим должен праздноваться в непосредственной близости к Песаху, который отмечается в следующем месяце, Нисане. Соответственно, и предписание об увеличении радости относится именно ко второму месяцу Адар, в котором отмечается Пурим. С этим согласны многие современные законодатели.

С другой стороны, мишна в трактате Мегила говорит, что первый и второй месяцы Адар отличаются друг от друга только тем, что чтение Мегилы (свитка Эстер) и подарки бедным (матанот лэ-эвйоним) установлены именно во втором месяце. Отсюда можно сделать вывод, что все остальные «характеристики» месяца Адар, в частности, увеличение радости, свойственны как первому, так и второму месяцу Адар.

Кроме того, Шулхан Арух (697:1) говорит, что 14 и 15 числа первого месяца Адара, так называемый Пурим катан (малый Пурим), — это особые дни, в них не постятся, не произносят Таханун и поминальные речи. Рамо добавляет, что 14 Адара дни принято также делать трапезу более обильной. Мы видим, что у малого Пурима имеются некоторые признаки праздника и радости. Это относится и ко всему месяцу. Поэтому многие считают, что изначально стоит увеличить радость и в первом месяце Адар (Рав Хаим Каневский, Дерех Сиха).

Как нужно радоваться

Талмуд (Таанит 29а) говорит, что поскольку в Адаре надо увеличивать радость, то, если у кого-то есть судебная тяжба с неевреем, лучше назначить разбирательство именно на месяц Адар, поскольку он более благоприятен для евреев.

Кроме того, увеличение радости в Адаре противоположно уменьшению радости в месяце Ав, трагическом для еврейского народа месяце, когда были разрушены оба Храма и произошли многие другие страшные события. В отношении месяца Ав у нас есть четкие предписания: например, не мыться, не стричься, не есть мяса и т.п. Поэтому Хатам Софер считает, что в месяце Адар увеличение радости предусматривает противоположное поведение.

Другие полагают, что увеличение радости — это индивидуально, т.е. человек может делать то, что доставляет ему радость.

Поскольку, как мы видим, определенных правил увеличения радости не существует и к тому же это постановление не упоминается в Шулхан Арухе, многие считают, что стоит просто сконцентрироваться на создании радостной атмосферы в доме.

С уважением, Яков Шуб

Читайте обзор по теме Месяц Адар

Материалы по теме