Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
– Предъявите документы! — скомандовал человек в штатском, обращаясь к собравшимся в моей квартире евреям. — Если у вас нет паспорта, то следуйте за нами для установления личности!
– Вы нарушаете советскую конституцию! — запротестовал юрист Валерий Прохоровский. — Где ордер на арест? На каком основании вы ворвались в квартиру?
– Забудь о законах, уважай нас как силу! — парировал гэбэшник. — Если вы не пойдете добровольно, мы применим силу!..
…По четвергам известный отказник Илья Эссас проводил у нас дома занятия, на которые приходили как активисты алии, так и молодые студенты московских вузов. Около тридцати человек садились вокруг длинного стола, на который моя мама выставляла кошерные бутерброды и чашки чая.
В тот злополучный четверг в декабре 1980 года отмечался праздник Ханука. В начале урока Илья привел слова царя Давида, с которых начинается встреча шаббата: «Леху Неранена!» — «Пойдем, возрадуемся!» «В течение шести дней недели евреи идут навстречу субботе, предвкушая радость шаббата, — объяснил Илья. — Так же и разбросанные во тьме изгнания евреи предвкушают свет избавления».
Услышав звонок, я попросил моего друга Гену открыть дверь. Когда он приоткрыл дверь, гэбэшники так ее толкнули, что Гена с криком отлетел к стене. Через мгновение в комнату ворвались милиционеры и люди в штатском, один из которых потребовал, чтобы все последовали в отделение милиции. Увидев, что никто не шелохнулся, он угрожающе сказал: «Я даю вам пять минут на раздумье». Милиционеры и гэбэшники вышли из комнаты, оставив дверь приоткрытой. Они думали, что мы будем обсуждать, подчиняться их требованиям или нет.
«Продолжим урок, — спокойно сказал Илья. — Ханука — это праздник оливкового масла. И не только потому, что в Меноре Храма масло чудесным образом горело восемь дней вместо одного. Масло — это символ царства. Благословляя царя на престол, пророки «мазали» его голову маслом — символом света и мудрости. Потому царя называли «помазанником Б-га». Во времена Хануки евреи восстановили свое царство в борьбе с греками, и потому Ханука отмечается символом царства — оливковым маслом. Свет Хануки рассеивает тьму, из прошлого освещая будущее. На пути к еврейскому государству мы преодолеем все препятствия, включая и «греков», стоящих сейчас за дверью».
Дверь распахнулась, «греки» вошли в комнату, прервали урок Торы и потребовали предъявить документы, а тех, у кого не было с собой паспорта, потащили в ожидавший у подъезда автобус.
Мой друг Хаим Брискман провел ту ханукальную ночь в подвале КГБ рядом с Лефортовской тюрьмой. Утром он пришел ко мне и рассказал, что, несмотря на угрозы расправы, даже в той тьме он видел свет будущего возвращения в Израиль...
«И поселился Яаков в стране проживания своего отца» (Берешит, 37:1). Двадцать два года назад Яаков был вынужден бежать из дома отца, покинуть Святую землю. Преодолевая ненависть Эсава и обман Лавана, Яакову удается вернуться в страну своих отцов, и это является пророческим символом для всех поколений его потомков...
Уходя от Лавана, «Яаков пошел путем своим, и встретили его ангелы Всевышнего» (Берешит, 32:2). «Ангелы земли Израиля вышли ему навстречу, чтобы сопровождать его в пути», — объясняет Раши. «Но ведь Яакову нужно было еще пройти земли Амона, Моава и Эдома? — не соглашается Рамбан. — Почему ангелы земли Израиля начали хранить его вдалеке от Святой земли?» «Если человек направляется в страну Израиля, ангелы Израиля начинают хранить его уже в пути, чтобы он туда пришел», — объясняет Магараль в «Гур Арье».
«В духовном смысле человек находится не там, где он стоит, а там, куда он идет!» — заключает рав Моше Шайнеман в своей книге «Оел Моше». Человек может находиться во тьме, но если душа его стремится к свету, то даже во тьме видит он свет!