Темы: Семья, Еврейский закон, Развод, Алименты, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, есть ли в иудаизме понятие "алименты"? Я слышал, что это пришло в другие культуры именно от иудаизма? Как после развода родители обеспечивают детей по еврейскому закону?
Один из вопросов, наиболее остро встающих на судебном процессе при разводе, это — как определить размер алиментов, которые отец будет выплачивать бывшей супруге на содержание детей. Еврейский религиозный закон предусматривает обязанность отца платить алименты так же, как и светское семейное право. Однако размер алиментов и критерии, согласно которым они присуждаются, в еврейском религиозном суде (бейт-дин) во многом отличаются от того, что принято в нерелигиозных гражданских судах. В данной статье мы рассмотрим основные положения алиментного обязательства мужа в свете Галахи и применение этого закона в еврейских религиозных судах — батэй-дин.
Есть ли по Торе обязанность платить алименты?
В Гемаре Ктубот 65 б сказано, что каждый человек обязан содержать своих маленьких детей, обеспечивая их всем необходимым. В Тосфот объясняется, что это является полноценным юридическим обязательством и в случае уклонения отца от своей обязанности бейт-дин вправе силой взыскать требуемую сумму из его имущества. Там же говорится, что обязанность кормить детей остается в силе до достижения ими шести лет. Содержание детей старше шестилетнего возраста возлагается на отца только как обязанность благотворительности. Согласно законам о благотворительности каждый человек должен помогать в первую очередь ближайшим родственникам и только потом — всем остальным беднякам. Поэтому отец обязан помочь своим детям согласно закону о благотворительности, так же, как он должен помогать другим бедным. При этом, хотя, как правило, благотворительность является делом добровольным, в данном случае мудрецы вменили это отцу в обязанность, оставив за собой право взыскать деньги на «благотворительность» насильно.
Итак, мы видим, что еврейский закон требует платить алименты на детей. Здесь есть две составляющие:
Между этими двумя алиментными обязательствами много различий. К примеру, размер алиментов по факту отцовства устанавливается без учета доходов и материального положения отца, а выплачивать алименты по обязанности благотворительности бейт-дин обязывает отца, только если у того есть соответствующие финансовые возможности. Кроме того, алименты по факту отцовства отец платит, даже если у детей есть собственное имущество, а алименты по обязанности благотворительности — только если дети являются неимущими.
Обязанность матери содержать детей
По еврейскому закону женщина вообще не обязана работать и зарабатывать деньги, потому долг содержания детей полностью возложен на отца. Однако это касается только содержания детей младше шести лет, алименты на которых не являются благотворительностью, обязанность же содержать детей старше шести лет выводится из закона о благотворительности и лежит на отце и на матери в равной степени (ведь давать цдаку обязаны в равной степени и мужчины, и женщины). Поэтому, если мать работает и у нее есть доход, достаточный, чтобы прокормить себя и детей, расходы на содержание детей делятся между супругами пропорционально их доходам.
Иногда может сложиться ситуация, что алименты должна будет платить мать. Например, если дети остаются с отцом и у него нет достаточных средств, чтобы прокормить семью, а у матери такие средства есть, бейт-дин может обязать мать платить алименты.
Размер алиментов
Размер алиментов устанавливается в каждом случае индивидуально, здесь не «проводят аналогий». В этом вопросе имеет значение множество факторов: каковы расходы на ребенка, сколько детей в семье, каковы возможности отца, имеет ли мать постоянный доход и т.д. Но, если говорить об общих правилах, то размер алиментов зависит, прежде всего, от того, что жизненно необходимо ребенку. Базовыми потребностями ребенка являются: еда, одежда, жилье, садик, школа, медицинская страховка, лечение и т.п. Из этой суммы вычитаются сумма пособия на детей, выплачиваемая Институтом национального страхования, а так же суммы других дотаций на детей, полагающиеся матери-одиночке. Если дети старше шести лет, то бейт-дин оценивает, какую сумму отец сможет выплачивать в соответствии со своими доходами. Иногда бейт-дин может решить, что, сократив некоторые расходы, отец сможет выплачивать бОльшую сумму на детей, например, если он будет снимать более дешевую квартиру.
На сегодняшний день в Израиле минимальный размер алиментов на первого ребенка составляет примерно 1200 шек., не включая деньги на съем квартиры. Если жена живет в съемной квартире, к этой сумме прибавляется также часть стоимости аренды жилья. Алименты на второго и третьего ребенка будут меньше, поскольку выплата на первого ребенка покрывает некоторые расходы на второго, такие, как плата за жилье.
Установленный размер алиментов не является неизменным. При любых изменениях обстоятельств жизни супругов размер алиментов может быть пересмотрен по требованию одной из сторон. Например, если по каким-то причинам затраты на детей возросли, жена может подать прошение об увеличении алиментов в соответствии с новыми затратами на детей. И, наоборот, если доходы отца уменьшились или увеличились его расходы, например, если отец обзавелся новой семьей, он может подать прошение об уменьшении размера алиментов в соответствии с изменившимся семейным положением.
До какого возраста ребенка отец обязан платить алименты?
По еврейскому закону с 12 лет для девочек и с 13 лет для мальчиков наступает совершеннолетие. С этого момента отец не обязан содержать детей, поскольку считается, что ребенок уже может содержать себя сам[1]. Однако на сегодняшний день очевидно, что это слишком ранний возраст, чтобы зарабатывать на жизнь, тем более, что государственный закон запрещает трудоустройство несовершеннолетних. Поэтому, большинство батэй-дин обязывают отца платить алименты на ребенка до достижения им 18 лет.
Право отца на опеку над детьми
Размер алиментов напрямую зависит от того, с кем останутся дети после развода. В Шульхан Арухе[2] сказано, что дети до шести лет всегда остаются с матерью. Все это время отец обязан их содержать, оплачивая еду, одежду и жилье, хотя они не живут в его доме. По достижении детьми шести вступают в силу разные законы для сыновей и дочерей. Дочери всегда остаются с матерью, поскольку мать должна их растить и воспитывать, они должны перенимать ее поведение и навыки. Но сыновей должен воспитывать отец, поскольку на нем лежит обязанность научить их Торе и приучить к исполнению заповедей. Поэтому он может требовать права опеки над сыновьями, чтобы исполнить свои отцовские обязанности по отношению к ним. Сегодня, как правило, все дети остаются с матерью, кроме тех случаев, когда мать этого не хочет или, по мнению судей, нахождение с матерью может пагубно отразиться на воспитании детей. Но, хотя сыновья остаются с матерью, отец может заявить, что не намерен платить алименты на сыновей, пока не сможет выполнять свои отцовские обязанности по отношению к ним. Если по мнению бейт-дина наибольшая польза для сыновей — это расти с матерью, доводы отца не принимаются. Но если по мнению судей польза одинакова, бейт-дин может освободить отца от выплаты алиментов на сыновей.
Постановление главного раввината Израиля
В 1954 году главный раввинат Израиля принял закон, согласно которому отец должен содержать детей до 15 лет точно так же, как он должен содержать детей младше шести лет, т.е. по факту отцовства, а не по обязанности благотворительности. В 1980 году в закон были внесены некоторые изменения и возраст ребенка, которому полагаются алименты, был повышен до 18 лет. Согласно этому постановлению, обязанность содержать детей старше шести лет не возлагается на обоих супругов в равной степени, а ложится полностью на отца, даже если доходы жены достаточны, чтобы разделить с ним затраты на содержание детей. Также при установлении размера алиментов не учитываются доходы и стоимость имущества отца, и бейт-дин может обязать отца платить алименты, даже если установленная сумма превышает его реальные возможности.
Стоит отметить, что это постановление не было принято всеми судьями единогласно. Многие раввины считали неправомерным вносить изменения в религиозную судебную практику, действовавшую испокон веков, когда платить алименты на взрослых детей полагалось только по обязанности благотворительности. А некоторые и вовсе видели в этом проникновение секулярных норм в религиозную жизнь, что строжайше запрещено[3]. В результате большинство частных батэй-дин, независимых от главного раввината, не принимают это постановление во внимание и требуют от отца платить алименты на детей старше шести лет только по обязанности благотворительности. Но и среди батэй-дин, подчиняющихся главному раввинату, есть такие, которые считают, что главный раввинат не намеревался обязать отца платить алименты больше, чем это требует закон о благотворительности, и весь смысл постановления заключался в том, чтобы заставить отца платить алименты, только если он имеет такую возможность[4]. Как бы то ни было, у этого постановления нет силы установленной галахи (закона), обязательной для всех без исключения, поскольку это постановление не было принято единогласно всеми мудрецами современности.
Взыскание алиментов
Если отец уклоняется от выплаты присужденных ему алиментов, бейт-дин вправе взыскать с него требуемую сумму с помощью исполнительной власти. При этом, если дети младше шести лет, алименты взыскиваются, даже если у отца не останется после этого средств на содержание самого себя. Однако, если дети старше шести, бейт-дин взыскивает алименты, только если у отца останется достаточно средств, чтобы прокормить себя. Тем не менее, понятно, что отец должен сделать все возможное, чтобы найти способ выплатить алименты и на детей старше шести лет.
Запрет обращаться в нерелигиозный суд
Следует отметить, что обращение в нерелигиозный суд строго запрещено, даже если его решение будет полностью соответствовать закону Торы. Поэтому, хотя многие законы об алиментах, действующие в семейном праве государства Израиль, основаны на еврейских религиозных законах, подавать алиментный иск в нерелигиозный суд запрещено. На сегодняшний день у религиозного суда есть все полномочия, чтобы добиться исполнения вынесенного решения, потому обращение в нерелигиозный суд является неоправданным.
С уважением, Моше Сытин
[1] Дриша, Эвэн а-Эзэр 71.
[2] Эвэн а-Эзер 82:7.
[3] Орхот Рабейну, ч. 3, стр. 140, Хазон Иш, Письма, ч. 1, 96.
[4] Йабиа Омер, ч. 8:22.
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Брачный контракт
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
Зачем Б-г создал землю?
Эстер Оффенгенден
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Яков Шуб
Почему мы любим смотреть на огонь?
Рав Бенцион Зильбер
Что делают в день памяти — йорцайт?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Яков Шуб
Я слышала, что иногда можно принимать субботу раньше
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Когда их зажигать?