Темы: Злое начало, Соблазн, Скромность, Общение, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Очень интересует отношение в иудаизме к комплиментам противоположному полу, я имею ввиду отношения на работе с сотрудницами и вообще вне дома — считается ли положительным говорить комплименты другим женщинам или нет, как их поощрять на работе? И если да, уместна ли лесть или лучше редкие, но честные слова? Заранее большое спасибо за Ваш ответ! М.
Уважаемый М.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем перейти непосредственно к ответу, сделаем небольшое вступление.
Всевышний создал человека с естественными желаниями, влечениями, чувствами. Первое и самое сильное чувство — это чувство самосохранения, которое заставляет нас есть, когда мы голодны, спать, когда устали. Иными словами, это желание «жить».
Второе после него — это естественное притяжение между мужчиной и женщиной, и здесь есть несколько аспектов. Во-первых, это влечение делает возможным продолжение человеческого рода. Т.е. в какой-то мере это тоже чувство самосохранения, только не отдельного индивидуума, как в предыдущем случае, а всего человечества.
Во-вторых, это влечение было заложено Всевышним в человека для укрепления семейных уз. Понятно, что настоящую еврейскую семью невозможно построить только на этом притяжении, но, безусловно, оно является неотъемлемой частью и необходимым компонентом создания прочной связи между мужем и женой. А, как известно, эта связь не только строит еврейский дом, но и, в конечном итоге, приводит туда Б-жественное присутствие (Шхину).
Как мы видим, естественное притяжение между мужчиной и женщиной необыкновенно значимо и «конструктивно» при использовании в разрешенных пределах, а именно в семейных отношениях. Это можно уподобить атомной энергии, которая при использовании в мирных целях приносит огромную пользу. Но если ее используют не по назначению, она может стереть все живое с лица Земли. Так же и притяжение между полами может быть источником святости (кдуша), но если его использовать не по назначению, оно может быть источником страшной нечистоты (тум-а).
Поэтому нам следует осознавать: это влечение чрезвычайно сильно, настолько, что мудрецы Талмуда (Ктубот 132) говорят — никто не может дать человеку гарантий, что он убережется и не совершит нарушения.
В этой связи уместно вспомнить историю о праведнике раби Эли Лупьяне, духовном руководителе ешивы Кнесет Хизкиягу. Когда один из учеников пришел к нему и попросил разрешения уехать из ешивы на свадьбу одного из родственников, далеких от Торы, раввин ответил: «Хорошо, ты можешь ехать, но известно ли тебе, что сейчас лето и, вполне вероятно, на свадьбе будет много женщин, одетых неподобающим образом?» На что молодой человек ответил, что он уже достиг такого уровня самообладания, что данный вопрос его больше не беспокоит. Раввин очень удивился и отпустил ученика, попросив его перед тем, как поедет на свадьбу, позвонить одному его (раввина) другу. На следующий день ученик вновь обратился к раввину и сказал: очевидно, раввин дал ему неправильный номер, поскольку каждый раз, когда он звонил, он попадал к врачу. На что раввин сказал, ему: «Все верно, мой друг врач. Ты знаешь, мне уже больше восьмидесяти лет и я не вижу одним глазом, но я не могу сказать, что данный вопрос меня не беспокоит. А если тебя в твоем возрасте он не беспокоит, то, очевидно, тебе стоит обратиться к врачу!»
Итак, мы видим, что, с одной стороны, необходимо осознавать: это влечение является естественным для человека и это нормально, поскольку Всевышний Сам создал человека таким образом. Однако при этом следует также осознавать, что оно настолько сильно и его настолько тяжело контролировать, а последствия могут быть настолько разрушительными, что разумный человек будет избегать ситуаций, в которых оно может выйти из-под контроля.
Известно, что сегодня во всем мире многие страдают как от последствий так называемых «служебных романов», с одной стороны, так и от последствий бесконечных исков о сексуальных домогательствах, с другой стороны (стоит вспомнить хотя бы бывшего президента США Билла Клинтона, который на этом пути подорвал свою репутацию).
Некоторые ограничения, помогающие человеку избежать подобных проблем, были установлены уже Торой и мудрецами, например, запрет уединения (йихуд), запрет прикосновения и т.п., которые подробно рассматриваются в Шулхан Арухе, Эвен а-Эзер 21-22.
Кроме того, как было сказано выше, человек сам должен понимать, что «играет с огнем», и искать возможность минимизировать искушение. Поэтому, осознавая пагубность таких отношений, некоторые компании (как еврейские, так и нееврейские) специально планируют, например, окна в дверях кабинетов, чтобы кабинеты просматривались, или требуют, чтобы сотрудники обращались друг к другу по фамилии, что также создает определенную дистанцию между людьми.
Теперь непосредственно о Вашем вопросе. Из сказанного выше можно сделать вывод, что комплименты сотрудницам недопустимы (Оэль Яаков, с. 288). Понятно также: для успешной работы необходимо, чтобы сотрудники, в том числе и женского пола, получали обратную связь. И, как известно, положительная оценка со стороны руководителя повышает мотивацию сотрудников и стимулирует к дальнейшим успехам.
Поэтому, если необходимо похвалить сотрудницу, можно, например, воспользоваться принципом, используемым (при определенных обстоятельствах) в международной сети ресторанов Макдональдс: «Говорить о поведении, а не о личности». Т.е., если нужно похвалить сотрудницу нужно, говорить о том, как хорошо было выполнено задание и насколько это важно для компании. Однако не переходить на личные комплименты, говоря, например, о том, какая она умная и способная. Таким образом, сотрудница получит положительную мотивацию, но при сохранении необходимой дистанции, чтобы отношения не переходили в личные. А личные комплименты стоит приберечь для жены.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Ашер Кушнир
В еврейской мысли нет идеи миссионерства.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Скромность по-еврейски»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»