Темы: Иштадлут, Деньги, Упование, Рав Даниэль Маршальский, Ман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Торе в главе Бэшалах (Шмот 16) о сборе мана сказано: «И сказал Господь Моше: Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес; и выйдет народ, и соберут они сколько нужно на день в этот день, чтобы Я испытал его, будет ли он поступать по Моему наставлению или нет» / «И сказал им Моше: Пусть никто не оставит от этого до утра. 20. Но не послушали Моше, и люди оставили от этого до утра. И воскишело червями, и стало зловонным; и разгневался на них Моше». Вопросы:
1. Как относится Тора к накоплению денег?
2. Означает ли вышесказанное в Торе, что Всевышний не желает, чтобы люди копили деньги и имели сбережения?
3. Означает ли это, что все, что тебе посылает Всевышний, ты должен истратить и ничего не откладывать? А.
Здравствуйте, А.
В наших источниках часто упоминают качество, которое должен выработать в себе каждый верующий человек, оно называется способность к «упованию».
Хазон Иш в своей книге о вере и уповании определяет это качество так: «Когда человек сталкивается с ситуацией, которая обычно воспринимается людьми как опасная, для него естественно испытывать страх перед этой природной опасностью и душевная тревога не позволяет ему вспомнить, что не случай — господин над нами и никто не может помешать Всевышнему спасти нас и воспрепятствовать Ему подготовить естественные причины, которые изменят ситуацию и устранят опасность! И в этот трудный час сдержанность и самообладание должны помочь человеку постичь, внедрить в своё сердце известную истину: всё, что происходит с ним, — не злой произвол случая, но всё — только от Всевышнего, будь то к добру или (как нам кажется) нет. И вера эта, укореняясь, изгоняет страх и даёт твердость и силы верить в спасение, верить, что в переживаемой трудной ситуации возможность благополучного исхода больше, чем неблагополучного! И подобная вера называется упованием на Всевышнего… Человек, уповающий на Всевышнего, проявляет это и в характере усилий, которые он прилагает для своего спасения. Всем людям свойственно стараться что-то предпринять в тяжёлой ситуации, но такой человек, вместо того, чтобы бегать за влиятельными людьми и изыскивать всякие другие средства, которые не принесут пользы, тщательно проверяет свои дела и обращает сердце к раскаянию и возвращению ко Всевышнему, к молитве и благотворительности, чтобы отвратить от себя грозное предопределение… Хотя упование на Всевышнего — это обязанность, относящаяся к сердцу человека, и из неё вытекают практические заповеди, такие, например, как необходимость воздерживаться от действий, направленных против другого человека. Тем не менее у обязанности упования есть ещё аспекты, с которыми связано ограничение усилий, разрешенных человеку в материальной сфере. Иногда такие усилия или определённые методы в рамках этих усилий запрещены. Мы обязаны продумывать заранее все свои действия — согласуются они с упованием или нет».
У упования нет определённых границ, каждый человек сам устанавливает их для себя. Но стремление каждого еврея должно быть направлено на самосовершенствование в этом. Пишет рав Йосеф-Юзл Горовиц (в народе более известен как Саба — Дедушка — из Новардока): «И в этом суть наказания за то, что человек опирается на “объективные причины” и внешние обстоятельства. Они не только не приближают человека к предмету его стремлений, но лишь отдаляют от него… И это основа пути упования, обязывающая каждого: не переживать о завтрашнем дне с его заботами».
Иногда человек, откладывая деньги на «чёрный день», действительно проявляет недостаточность своего упования. Однако важно заметить: это не означает, что следует транжирить деньги. Человек должен стремиться к скромному образу жизни. Приобретать то, что ему требуется для жизнедеятельности, и не гнаться за приумножением достояния и имущества. Поэтому, если заработок позволяет ему и откладывать определённые средства на будущее, и вести полноценную и скромную жизнь, не ущемляя себя, то он может откладывать эти средства. Но если он жестко ограничивает себя или семью, не приобретая нужного и необходимого для жизни, чтобы отложить на «тяжёлые времена», то его можно отнести к категории людей неверующих.
Чтобы глубже понять эту тему, очень рекомендую прочесть книгу «Вера и упование» раби Авраама-Йешайау Карелица (более известен как Хазон Иш), а также книгу «Уровень человека» раби Йосефа Горовица, часть «Пути упования».
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Натан Агрес
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Качество мана было уже не то?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Гади Поллак
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Виктория Фридман
Кого любит Б-г?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его